Актуально Спикер Александр Иванов и депутаты НС КЧР написали «Диктант Победы» Актуально Танцевальный коллектив «Шоу-данс Модус» из КЧР стал лауреатом 1 степени Всероссийского фестиваля СКФО В столице Северной Осетии ремонтируют историческое здание СКФО В КБР выбрали зону для строительства IT-парка Актуально Глава КЧР Рашид Темрезов принял участие в Международной исторической акции «Диктант Победы»

Осенний поход по озерам Архыза, часть первая

29.12.2014 3046
Опубликовано: Алиса Этот поход состоялся в конце сентября-начале октября. Многие туристы не ходят в горы в межсезонье, планируя свои походы только летом. А я очень люблю золотую осень, которая в горах особенно красива. И поэтому я каждый год отправляюсь туда в начале октября. Лето я еще могу пропустить, но осень никогда! Я долго изучала карты и строила планы - куда бы мне в этот раз пойти. Горный район определился сразу и однозначно - Кавказ. В других регионах в октябре уже слишком много снега, золотая осень на севере нашей страны наступает гораздо раньше, еще в сентябре. Ну а на Кавказе на мой взгляд самые легкодоступные, но при этом очень красивые горы находятся в республике Карачаево-Черкессия. Я уже была там в этом году весной, но этот район очень большой и там можно придумать множество маршрутов различной сложности. Так вот, именно там есть такой уголок, который уже очень давно привлекал мое внимание. И имя ему - Пятиозерье. Это такой район в горах Архыза, а точнее даже Загедана. Пять, нет, даже шесть озер лежат совсем рядом друг с другом, у подножия Загеданского хребта. Мне очень хотелось попасть сюда уже много лет, и всегда что-то мешало моим планам. Поэтому в этот раз я хотела посетить этот район в обязательном порядке. Пятиозерье можно посетить за несколько дней, больше времени там делать нечего. А в горы хотелось минимум на неделю, а лучше дней на десять. Поэтому было очевидно, что стоит дополнить свой маршрут чем-то еще. И мой выбор пал на группу озер в районе г. Закзан-Сырт, лежащих в истоках реки Пхия. Они маленькие, но плохо исследованные, информации об их посещении почти нет. И там же есть еще одно озеро, большое и под самой вершиной этого горного массива. На его берегах похоже не бывал вообще никто, по крайней мере из тех людей, которые делятся своими впечатлениями о походах. Вот так и сложился маршрут, в рамках которого планировалось посетить несколько десятков озер голубого ожерелья Архыза. Планировалось, что он будет таким: Архыз - Загеданский хребет - Пятиозерье - пер. Уруп-Пхия (1А) - д.р. Пхия - озера в истоках левых притоков Пхии - озеро под вершиной Закзан-Сырт - траверс хр. Аркасара - пер. Дукка (н/к) - оз. Семицветное - пер. 2600 (1А) - Аркасарские озера - д.р Малая Дукка - Архыз. К сожалению, осуществить его удалось не полностью, но обо всем по порядку... Уже традиционно в этот поход мы отправились вдвоем. На этот раз с моим парнем Костей. После прошлогоднего похода на Тхачи он сказал, что его в горы и палкой не загонишь и пряником не заманишь) Однако в этот раз он снова захотел пойти, а я не стала его отговаривать :) Поход совместили с его отпуском и поездкой к моим родственникам, которые живут в соседнем с Архызом регионе. Из Москвы добирались на своей машине, дорога заняла у нас примерно 18 часов и 1500км. После этого мы пару дней отдохнули, собрали рюкзаки и отправились в горы на 10 дней. На деле вышло 9, и не все планы удалось осуществить, но обо всем по порядку. 27 сентября 2014 г. Первый день похода Архыз - д.р. Речепста - развилка троп на пер. Ацгара и пер. Речепста-Пхия Из Псебая до Архыза ехать около 150 километров. Этот путь мы преододели чуть больше, чем за два часа. Выезжали в 7 утра, и в это время разгорался просто невероятный рассвет. По полям расстилался туман, а над скалами скалистого хребта небо окрасилось во все оттенки розового. Было очень красиво, но запечатлеть этот момент не удалось. Мой штатив был убран глубоко в багажник, куда-то под рюкзаки, ведь я не думала что буду снимать и в дороге. А зря я так считала, и сам Псебай на рассвете, и участок трассы между Курджиново и Сторожевой очень живописен. Оттуда открываются великолепные виды на горные хребты, с доминирующей вершиной Эльбруса на горизонте. По этой дороге я ездила далеко не в первый раз, но почему-то у меня раньше не отложилась в памяти ее красота. Возможно потому, что раньше я тут бывала исключительно в плохую погоду, когда ничего особенного из окна машины видно не было. Само состояние дорог весьма среднее. Нормальный асфальт, знаки и разметка заканчиваются ровно на границе Краснодарского края и КЧР. Дальше покрытие довольно убитое, а местами асфальта вообще нет. В таком состоянии трасса находится до станицы Зеленчукской, и только после поворота на Архыз дороги вновь становятся нормальными. Правда там другая беда - так называемые овечьи пробки. Пастухи гонят отары овец и стада коров на пастбища, и деваться животным некуда, они идут прямо по трассе. Водителям приходится как придется их объезжать, а то и стоять и ждать, когда стадо освободит дорогу. Вот так потихоньку мы и добрались до Архыза, далее поехали на базу МЧС, которая находится в 8-км за поселком, недалеко от свежепостроеной гостиницы Романтик. Я заранее договорилась о том, что мы оставим на базе машину на весь срок похода. И заказала наемный транспорт, который отвезет нас поближе в горы. Асфальт заканчивается аккуратно после гостиницы, а дальнейший путь - примерно 10 километров грунтовки, идущей в сторону перевала Пхия. На сам перевал заехать нельзя, но там туда и не надо, а нужно чуть ближе - к характерному такому холму, поросшему соснами, по которому начинается нужная нам тропа в долину реки Речепста. Водитель заказаного УАЗа уже ждал нас около ворот базы. Быстренько зарегистрировались, оставили свою машину, погрузили рюкзаки и довольно быстро доехали до нужной нам точки. В этих местах в последний раз я была в 2012 году, и за это время многое изменилось. Как я уже говорила, построили большой отель, с парковкой и канаткой к перевалу Федосеева. А ведь еще два года назад на этом месте только-только начиналось строительство, быстро они управились. И видимо будут строить что-то еще, практически до слияния рек Речепста и Дукка дорогу очень сильно расширили и накатали, вокруг полно техники и рабочих. Погода отличная - ясно и солнечно, но еще довольно прохладно. Только-только начинают желтеть листья на деревьях, а вершины гор слегка припорошены свежим снежком. Наш поход наконец-то начинается, на высоте 1800м надеваем рюкзаки и потихоньку выходим на маршрут. Тропа тут довольно круто взбирается на склон, и подъем выполаживается у последних сосен. Хоть и прошли всего-ничего, но все равно устраиваем в этом месте привал и завтрак. Я ужасно не выспалась, буквально в ночь перед походом пришлось решать проблемы по работе. Да и стартовый вес рюкзаков довольно приличный. Как мы не старались его уменьшить, а все равно вышло 19кг вместе с фототехникой у меня, и 23кг у Кости. Поэтому поднимаемся медленно и много отдыхаем. С места нашего привала открываются великолепные виды. Хребет Аркасара сверкает свежими снегами, а вершина г. Закзан-сырт красуется прямо перед нами. К ней мы пойдем во второй части нашего похода, очень хочется посмотреть на озера в ее районе. А может и получится совершить восхождение, там на месте посмотрим. А вот внушительная стена хребта Абишира-Ахуба. Его самая высокая точка - г. Речепста, высотой 3214м. И весь хребет в целом имеет высоту около трех километров. Выше леса уже нет, только луга. Летом тут пасут коров и овец, и держат их где-то у границы леса. Животные вытоптали достаточно большую площадку в месте своего обитания, а так же натоптали множество тропок. Мы уже были тут, в 2012 году, как я уже говорила. И в том походе в этом месте сначала пошли не туда, свернув на тропу, которая идет к перевалу Пхия. Вот и в этот раз получилось так же, но свою ошибку мы поняли быстро, когда увидели что та тропка по которой мы идем забирает сильно влево. А нам надо чуть правее и вверх, по направлению к доминирующей вершине 2851м Река Речепста остается далеко внизу, как и та дорога, по которой мы сюда приехали. По мере подъема, постоянно оглядываемся назад, Архызскими горами можно любоваться бесконечно. Вскоре крутой набор высоты заканчивается, дальше тропа идет траверсом, огибая вершину 2851м справа по ходу движения. Еще немного, и мы оказываемся в долине Речепсты, в среднем ее течении. Тропа идет орографически правым ее берегом, высоко над обрывом. Чтобы попасть к перевалу Речепста-Пхия, нужно идти вверх по течению реки, практически до самых ее истоков. Самая популярная тропа идет левым берегом, чтобы попасть туда, надо перейти Речепсту в районе пастушеского коша. В октярбе река мелкая и переправа не представляет каких-либо проблем, можно даже не разуваться, а перепрыгнуть ее или перейти по камушкам. Но левобережняя тропа тут не единственная, правый берег тоже проходим. Мы выбрали именно этот путь и не пожалели, правобережняя тропа явно живописнее. Местами она идет прямо по обрыву, а Речепста гремит внизу и образовывает небольшие водопады. Вода стекает по ступенькам породы как по лестнице, очень необычно. Склон, по которому мы идем, плохо освещается солнцем, поэтому тут полно нерастаявшего снега. Под ногами то тут, то там попадается брусника, очень вкусная и сладкая. Это замедляет наше продвижение вперед, т.к. постоянно приходится наклоняться, чтобы набрать себе пригоршню :) Ночевать в этот день я планировала где-то под перевалом Речепста-Пхия. Но я точно не знала, есть ли там вода. По моей информации там только небольшие ручейки, которые в этот сезон вполне могут пересохнуть. Поэтому решили встать чуть раньше, на огромном ровном пространстве, в районе ответвления тропы на пер. Ацгара. Времени всего 16:30, в принципе мы могли бы пройти еще сколько-то. Но смысла особого в этом не было. За остаток дня мы никак бы не успели взойти на перевал Речепста-Пхия, а потром траверсировать весь длинный Загеданский херебет. Значит сегодня мы в Пятиозерье никак не попадаем, а завтра в любом случае до него дойдем. Тем более мне просто ужасно хотелось спать, сказывается то, что в прошлую ночь я спала отсилы часа 4. Да и тяжесть рюкзаков дает о себе знать, пора обустраивать лагерь и сожрать килограммчик еды из них :) Так что в этом месте мы встали на стоянку и на этом первый ходовой день был закончен :) Пройдено за день: 7км, набор высоты 850м 28 сентября 2014г. Второй день похода место стоянки - пер. Речепста-Пхия (н/к, 2796) - траверс Загеданского хребта - пер. Уруп-Пхия(1А, 2646м) - Пятиозерье Всю ночь шел дождь, и прекратился только на рассвете, около 7 утра. Пока он барабанил по тенту палатки, вставать не хотелось. Поэтому вышли поздно, часов в 10 утра. Дождь прекратился, но погода в целом паршивая. Небо затянуто темными тучами, из долин поднимается туман и периодически им накрывает все вокруг, а видимость резко становится нулевой. До перевала Речепста-Пхия нам нужно набрать еще примерно 250м высоты. Видимая седловина это еще не сам перевал, он находится гораздо дальше и выше, с этой точки его просто не видно. Поднимаемся до этой видимой седловинки и наконец видим сам перевал. Я обнаружила, что мы слишком сильно забрали вправо, надо было идти несколько левее, ближе к хребту Дукка. Но впрочем это не критично, в сезон когда нет снега ходить там в принципе можно как угодно и как больше нравится, и в 11:45 мы поднялись на сам перевал. Попали мы не на его седловину, с которой уходит тропа в долину Пхии, а выше нее. Там находится тур, и с большим удивлением в нем мы обнаружили записку т/к "Стрижамент" г. Ставрополь, датированую августом 2013г! Как же так, этот перевал очень популярный, не может же быть такого, что записка пролежала в туре чуть больше года? А разгадка проста: на перевале Речепста-Пхия тур не один. Их два, и мы вышли к верхнему из них. А основной находится непосредственно на седловине. В начале лета она еще под снегом и там висит карниз, поэтому те кто ходит там в этот сезон поднимаются на перевал так же как и мы, выше чем обычно. А во все остальное время естественно группы выходят на саму седловину перевала, там же и оставляют записки. И точно, я сбегала к нижнему туру и нашла там записку от 28 августа 2014г, группы туристов г. Ростов-на-Дону под руководством Кущёвой Надежды (kertilik ?). А свою мы оставили в верхнем туре. Вообще это нелогично, т.к. он непопулярный и наша записка точно так же может пролежать там и целый год. Но просто лень было ее перекладывать или писать дубликат) На перевале мы провели довольно много времени - и пообедали, и ждали что погода немного наладится. К сожалению туман полностью так и не разнесло, только иногда в разрывах облаков можно было разглядеть долину Пхии и заснеженые вершины хребтов в районе Большой Лабы. Наш дальнейший путь - траверс Загеданского хребта. Я очень надеялась проделать его по хорошей погоде, но ее улучшений не предвидится, увы. Так что заканчиваем прохлаждаться на перевале, надеваем рюкзаки и снова в путь - в Пятиозерье. Да, кстати бы надо подробнее писать) Потому что для начинающих туристов и остальных это неочевидно. Тур это сооружение из камней в виде пирамиды. Их складывают на перевалах, иногда вершинах и некоторых примечательных местах. Маленькими туриками часто обозначают тропу, там где ее невозможно натоптать, например на крупнокаменных осыпях. Ну так вот, в перевальных турах внутри принято оставлять записки о посе ении. Это давняя туристическая традиция. В записке пишут кто, когда и при каких обстоятельствах посетил перевал или вершину. А следующие кто приходит на это место находят эту записку и забирают себе, а взамен пишут свою. Записку кладут в железную или пластиковую баночку, а ее в свою очередь внутрь тура и прикрывают сверху камнями. Нужно это для того, чтобы записки не размокали под снегом и дождем. Так же иногда туда еще кладут конфетки например, чтобы следующая группа порадовалась :) В некоторых местах, например туристических приютах, действительно существует и журнал посещений. Такая тетрадочка, в которую тоже записывают кто и когда был + пожелания для остальных. Продолжение следует...