15 НОЯБРЯ. КЧР. Торжества, посвященные 50-летию со дня открытия художественно-графического факультета, ныне Института культуры и искусств Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, начались 9 ноября открытием выставки художественных произведений разных лет. Мероприятие состоялось в главном корпусе КЧГУ, на втором и третьем этажах которого располагается худграф. На выставке были представлены работы студентов, преподавателей и сотрудников университета: картины, графические работы, скульптура, керамика, художественный металл и др. Большой интерес гостей мероприятия вызвала экспозиция фотодокументов о 50-летней истории ИКИ. Среди экспонатов – работы известных мастеров С. Кулешова, В. Ветрова, Г. Макаренко, С. Велиева. 14 ноября в Музее имени Ахмат-Хаджи Кадырова на территории Мемориального комплекса «Аллея Славы» в Грозном Виктор Ветров, Магомед Закриев и Сергей Кулешов представят совместную выставку картин «Кавказ. Пленэр. Друзья».
В торжественном открытии выставки в КЧГУ приняли участие гости из Москвы, Ростова-на-Дону, Махачкалы, Майкопа, Грозного, Орла, Черкесска и других городов страны. На юбилей приехали выпускники прошлых лет, учителя школ, преподаватели вузов – все те, чья жизнь связана с художественно-графическим факультетом. Следует добавить, что с момента своего открытия и по сей день этот факультет считается одним из лучших подобных подразделений педагогических вузов нашей страны.
С приветственным словом к участникам торжества обратились ректор КЧГУ Т.А. Узденов и директор ИКИ В.Б. Огузов. Выпускники, студенты, преподаватели также выступили с воспоминаниями о родном факультете и пожелали ему процветания. На торжественном открытии выставки выступили профессор МПГУ В.В. Корешков (г. Москва), профессор, искусствовед В.Н. Стасевич (Москва) – один из тех, кто стоял у истоков ХГФ, профессор ЮФУ В.П. Зинченко (г. Ростов-на-Дону) и др.
Мероприятия, приуроченные к юбилею, продолжились на следующий день. 10 ноября в КЧГУ начала работу международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы художественного образования и эстетического воспитания», посвящённая 50-летию художественно-графического факультета.
Однако, вернемся к выставке. Экспозиция начиналась уже в фойе первого этажа, и это настраивало на особый лад. На третьем этаже всеобщее внимание привлекали два арт-объекта: необычная кованая люстра и декоративная кованая решетка с эмблемами университета и факультета.
Юбилейная дата была на войлочном ковре, изготовленном мастерицей Л.М. Чомаевой, сшитые и расшитые ею национальные платья открывали и закрывали экспозицию.
Одним из центральных элементов экспозиции является картина М.М. Чомаевой «У Рим-Горы».
В центре экспозиции – скульптурные работы Б.И. Акбаева.
«Свобода творчества не есть вседозволенность или произвол, художник ограничен определёнными законами. Однако они расшифровке почти не поддаются, поскольку эта сфера, как и художественное восприятие — поле деятельности бессознательного», — говорят искусствоведы. Так это, или не так? Можно было попытаться дать ответ на этот вопрос, глядя на картину А.А. Занибекова «Композиция № 34» (не правда ли, звучит как название музыкального этюда?). Посетители выставки то и дело возвращались к этой работе, находя и расшифровывая все новые и новые символы, спрятанные в мозаичной структуре изображения, вращающегося в вихревом потоке (по часовой стрелке!).
Привлекает внимание картина В.Н. Рукавкова «Косари» (1972 г.) — пастозная живопись, дающая множество изобразительных возможностей техника, когда работают толстыми, непрозрачными мазками, сохраняя рельефный рисунок от кисти. При близком рассмотрении – сплошной хаос, на определенном расстоянии воспринимающийся уже как цельное, тематически и композиционно завершенное произведение. В данном случае – косари, отдыхающие посреди пожелтевшего от летнего зноя луга. Кажется, что и автор находится среди них, во всяком случае, чувствуется, что тема сенокоса ему очень близка и понятна. Как и на следующей его картине, представленной на выставке – «Васильки».
Интересные, подсмотренные в обычной жизни простых людей жанровые сценки продолжились в работе А.А.Тимченко «Сельский гармонист» (1989 г.). И опять ощущение присутствия автора рядом, либо же эффект твоего вхождения в сюжет — поразительный, однако, закономерный для истинного искусства: чувства и образы составляют основной материал, с которым работает художник, а потому и адресатом воздействия выступает не столько разум, сколько эмоции и чувства человека.
Как это видится на полотне М.М. Эбзеева «Бабушка с внучкой». И на картине М.-У.Х. Борлакова «Весна».
Тему глубинных чувств продолжает натюрморт М.Б. Кипкеева «Старые вещи». Светлая грусть, передающаяся зрителю, и гимны Творению сквозят в работах большого мастера В.И. Эркенова. Его уже нет с нами, но Владимир Ибрагимович живет в своих картинах.
По мере продвижения по выставке еще раз осознаешь креативность, нестандартный, но очень профессиональный подход в формировании экспозиции и компоновке работ. Необычное расположение картин по принципу контраста, ретроспективы и по другим принципам, основанным на шестом, а может быть и на девятом чувствах, способствует лучшему их восприятию. И тогда каждое из произведений искусства говорит само за себя. А посетители выставки получают самые яркие впечатления.
В этом несомненная заслуга всех организаторов, но в особенности ответственного за выставочную деятельность Института культуры и искусств Р.И. Маршанкулова. Среди экспозиции его картины «Озеро Кара-Кёль». «Закат. Алан-Къарачай джуртум», «Танец облаков». Хочется заострить внимание на этой работе, написанной в удивительной цветовой гамме широкими, размашистыми, смелыми мазками, характерными для творчества Маршанкулова. Часто на его полотнах, как и на этом, горы дышат туманом, который неспешно поднимается с крутых склонов.
Привычка к волшебству, к обыкновенному чуду, когда ничто превращается в нечто, проступает в произведениях Ю.М. Алиева, безнадежно влюбленного в Махар. А его картины «Махар. Золото осени», «Махар. Голубой поток» — признание в самых искренних и чистых чувствах к заповедному уголку горного Карачая.
В мир фэнтези манят работы М.И. Блимготовой. Они, как порталы в другие измерения, то и дело неожиданным сиреневым окном проступают в разных уголках экспозиции. Цветовая гамма графических работ Блимготовой настолько прекрасна, что хочется окунуться в это потрясающее, очень тонкое и изящное многоцветие, фоном к которому могла бы послужить непривычная для слуха музыка средневековой Европы. Так и напрашивается цитата из «Фауста»:
Мир духов рядом, дверь не заперта,
Но сам ты слеп, и все в тебе мертво.
Умойся в утренней заре, как в море,
Очнись, вот этот мир, войди в него.
Работы представлены в достойном, весьма удачно подобранном и стилистически выверенном обрамлении: серебряные рамы словно очерчивают границы фантастического параллельного мира. Хотя сюжет их вполне реалистичен – узнаваемые природные объекты – горы, реки, озера … Но неизгладимое впечатление производят великолепная техника, необычный цвет, а самое главное – свет, который идет от этих работ. Этот свет, наверное, — отражение богатств души самого автора.
Фантастическое впечатление производит и картина В.Б. Огузова «Эльбрус» (2016 г.). Залитый лунным светом, словно бы гигантским прожектором высвеченный исполин показан с другого ракурса, вообще, совершенно по-другому. Ни в одной из работ, на которых есть Эльбрус, я не видела такого. Просто потрясающе, кажется, что ты на другой планете.
Удивительное дело: каждый художник имеет свою, только ему присущую манеру, восприятие мира в своем цветовом спектре и и отражение его в определенной палитре красок. И когда узнаешь этот творческий почерк, даже не взглянув на подпись, становится радостно и тепло на душе, словно от встречи с хорошим, добрым человеком.
Об этом говорят словно подернутые легкой дымкой пейзажи М.С. Бостанова, такие дорогие сердцу каждого, кто знаком с этим замечательным художником.
Таково впечатление от живописи Б.Н. Тамбиева – «Закат на горе Чууана» и другие работы. Несколько лет назад проходила его персональная выставка, на которой представлены были прекрасные акварели. И нынешние, написанные маслом картины узнаваемы не только по сюжету и изобразительным приемам, но хотя бы потому, что в каждой из них сквозит огромная любовь автора к своей родной земле.
Любовь к миру, желание сделать его хоть чуточку лучше, прекраснее – наиболее важная и значимая черта творческих людей вообще и художников в частности. Так должно быть. Поэтому высокая поэзия сказочных горных пейзажей в картинах Натальи Кириченко уживается со строгой логикой и реализмом. Но в каждой ее работе при внимательном рассмотрении читается то, что «между строк».
Впечатляет картина «Утро в горах» З.Б. Джумаевой. А мне хотелось бы назвать ее «Синее утро». Ультрамарин, так щедро разлитый по масштабному полотну, поражает своей правдивостью: ведь утро в горах частенько бывает таким вот — синим-пресиним. Видят-то это все, но примечают только счастливчики-художники. Один из них — Ш.Х. Чотчаев. Его огромное, великолепное полотно в радужных тонах «Эльбрус на закате» стало одним из наиболее посещаемых среди экспонатов выставки.
В картинах В.Б. Аджиевой срабатывает интуиция художника-творца, способного проникать не только в прошлое, но и в будущее, стремящегося найти материальную основу таких высших духовных процессов, как философское осмысление всего сущего. Опять сквозь полотно проступает фантастический мир, но теперь уже другой его пласт – из глубин духовной культуры карачаевцев. Народ не то чтобы обожествлял, но, несомненно, одухотворял окружающий мир, наполняя его новым содержанием и высоким смыслом.
Итак, юбилей состоялся, и стал он настоящим праздником не только для коллектива Института культуры и искусств, университета или даже Карачаево-Черкесии. Эта дата стала значимой в масштабах всей Российской Федерации, о чем говорит география участников. Праздничная атмосфера в ИКИ продлится в течение месяца – пока будет работать эта замечательная выставка. Остается только призвать читателя непременно посетить ее, чтобы увидеть ее всю. Пусть простят меня все, о чьих замечательных работах я на написала — скромный объем информационного материала не позволяет этого сделать. Огромное спасибо художникам за этот щедрый подарок.
Комментарии