СКФО С начала 2024 года медосмотр прошли 117 тысяч ставропольских детей СКФО В Дагестане в два раза увеличилось количество аттестованных гидов-экскурсоводов СКФО Коллектив из КБР стал финалистом конкурса «Это у нас семейное» СКФО В Северной Осетии состоялся круглый стол в честь 100-летия автономии региона Актуально В Зеленчукском районе КЧР стартовал конкурс на лучшее оформление автомобиля ко Дню Победы

Выжить и вернуться после депортации карачаевцам помогло единство и любовь к малой Родине, считает зампредседателя "Карачай Алан Халк" Сулайман Боташев

05.11.2015 3158
Выжить и вернуться после депортации карачаевцам помогло единство и любовь к малой Родине, считает зампредседателя "Карачай Алан Халк" Сулайман Боташев

Ко Дню депортации карачаевского народа Архыз 24 подготовил специальную программу.jpgА.jpgГоды 14-летней ссылки явились тяжелейшим периодом истории карачаевского народа. Жертвой сталинского режима стал весь народ, и вернуться на родину сумела лишь его половина. В преддверии 2 ноября - трагической даты выселения карачаевского народа в Казахстан и Среднюю Азию редакция РИА Карачаево-Черкесия поинтересовалась подробностями событий тех лет у человека, посвятившего возрождению народа жизнь, непосредственного участника ссылки первого заместителя Карачаево-Черкесской общественной организации "Карачай Алан Халк" Сулаймана Боташева.

 

- Сулайман Даудович, ответьте на главный вопрос. Что явилось причиной выселения целого народа и расселения его в Казахстане и Средней Азии? Почему такое произошло?

 

- Второе ноября для нашего народа – это День траура, так называемый - черный ноябрь. Как отмечают историки в соответствии с опубликованными данными, уже в 1940 году была разработана карта Кавказа, где территория Къарачая обозначалась как Грузия, а столица – Микоян-шахар, ныне город Карачаевск, уже именовалась городом Клухори. То есть это еще за три года до выселения. После самого Постановления о выселении карачаевского народа из родных мест в Среднюю Азию и Казахстан, изданного Указом Президиума Верховного Совета СССР, прошло 20 дней, как людей начали высылать. Конечно, этот план вынашивался Лаврентием Берия и Иосифом Сталиным в целях расширения Грузии за счет настоящей территории Къарачая, Балкарии, Чечни и ряда других регионов. Замысел этот они реализовали в период Великой Отечественной войны.

Тогда была развернута партизанская война, когда немцы приезжали сюда. Всем партизанским движением руководил первый секретарь Ставропольского крайкома Михаил Суслов. Естественно, здесь на территории Северного Кавказа партизанское движение провалилось, и в этом кого-то надо было обвинить. Суслову выпала такая удачная возможность - ситуация, которую ждали Берия и Сталин - выставить виновными целые народы, затем выслать их, а территорию передать Грузии.

Это им удалось. Второго ноября 1943 года рано утром, около 4 часов, в каждый дом, где проживала карачаевская семья, начали стучать солдаты и объявлять, что в течение двух часов они должны быть высланы из территории Къарачая.

-Так люди были предупреждены за два часа до выселения?

 

-Нет. Они были предупреждены в момент выселения. Постучались утром и сказали: вы выселяетесь. Солдаты обычно проживали на территории Къарачая как на базе отдыха. То есть карачаевцы думали, что они в очередной раз отдыхают перед боевыми действиями, тогда как солдаты готовились к выселению народа.

Надо отметить, что в августе, за два месяца до этого Сталин, как верховный главнокомандующий, прислал телеграмму, в которой благодарил карачаевский народ за оказание помощи фронту. На тот момент народ направил на фронт теплых вещей, шуб, полушубков, носков и прочего более чем на миллион рублей. Они построили на свои средства танки, за свои средства направили на фронт целую эскадрилью. А уже через два месяца их выслали.

- А были ли среди людей какие-либо подозрения относительно возможности выселения народа?

 

- Эта новость упала прямо с неба, неожиданно как удар грома. Солдаты строжайшим образом были предупреждены о неразглашении выселения народа. А если какие-то где-то высказывания и проскальзывали, то люди в это не верили, потому что этот народ направил на фронт 17 тысяч сыновей. Из одного поселка Терезе только лишь 10 семей отправили воевать почти 60 молодых людей, каждая - по четверо, шестеро сыновей. Не было семьи, мужчины которых не были бы на фронте, поэтому такая мысль казалась совершенно абсурдной. Во время выселения они даже показывали фотографии воевавших за страну сыновей, читали их письма, но никто их слышать не хотел. Потому что приказ. Их выслали в одночасье, часть повезли на железнодорожную станцию в Джегуте, часть - в Кисловодск, откуда отправили на товарных вагонах.

- Эти вагоны, непредназначенные для перевозки людей, были ли хоть как-то приспособлены?

 

- Абсолютно. Они приспособлены для перевозки скота. При этом среди выселяемых были только женщины, старики и дети. Мало кто из них сумел захватить с собой хоть немного одежды, самого необходимого на дорогу. Те, кому помогли военнослужащие, а не препятствовали, как было в большинстве случаев. Так, в один вагон вместе с вещами помещали порядка 60-70 человек, тогда как он был способен разместить только 25-30 человек.  Естественно, там не было никаких условий, ни воды, ни туалетов. И люди гибли, главным образом, слабые и больные. Наши мужчины и женщины, воспитанные по горским обычаям, адатам, не могли себе позволить справлять нужду прилюдно даже в таких экстремальных условиях, в результате чего погибали от разрыва мочевого пузыря.

- Дорога стала для народа одним из тяжелейших этапов в годы депортации. Как долго они были в пути?

 

- Дорога занимала порядка 20 дней, остановки осуществлялись только единожды в сутки для подачи питания - некой похлебки. Ну и также, конечно, для изымания трупов из вагонов, которые оставляли там же у железнодорожного полотна. Когда переезжали реку Волгу, кидали в нее. Таким образом, по приезду в Среднюю Азию погибло уже порядка 9-10 тысяч человек, многие остались не похороненными. Дорога оказалось слишком тяжелым испытанием для больных и пожилых людей, а также для детей.

- По завершению данного этапа, начался второй наисложнейший период – приезд и выживание на новой территории, непригодной для житья. Расскажите, Сулайман Даудович, про жизнь, которую они начали практически с нуля.

 

- Поскольку местные жители были предупреждены, что пребывает депортированный народ, они нас представили бандитами и встретили враждебно. В каждый населенный пункт размещалось по 10-12 семей, некоторые попадали в более благоустроенные села, а некоторые были предоставлены сами себе, и выживали как могли, многие вырыли землянки и жили в них. Несмотря на то, что для них предусматривались какие-то пайковые, они, естественно, до них не доходили.

Согласно установке, расселение народа было проведено с целью его ассимиляции, уничтожения как этноса. То есть, народ должен забыть свой язык, культуру, традиции и обычаи. Так словно народа Къарачая не было и нет. Это было очевидно даже из того факта, когда в 1952 году вышел первый энциклопедический словарь народов, карачаевского народа как такового этноса в нем указано не было.

В результате болезней, отсутствия элементарных условий для проживания, резкой смены климата, тем более люди были выселены в преддверии зимы, в первые два-три месяца пребывания на чужой земле погибло более 22 тысяч людей. Умирали целыми семьями, и людей некому было хоронить. А у кого еще оставались живые родственники, то они не могли хоронить их из-за истощения сил. Главным образом, жертвами были дети. Даже сегодня это очевидно. Сейчас в республике людей 1939-1943 годов рождения проживает не более 15 человек. Первый год, особенно в зимний период, оказался  трагическим для народа. Именно на тот временной промежуток выпала  основная масса погибших - почти половина общего количества выселенных карачаевцев.

- Говоря о родственниках, при расселении по разным населенным пунктам, оставляли ли друг с другом родных и близких?

 

- Нет, разделяли. Карачаевцев расселили более чем на 500 населенных пунктов Северного Казахстана и Средней Азии. Разделяли всех, даже родителей между собой. Одни попадали в Казахстан, другие в Киргизию. Где друг друга искать? как искать? Люди могли найти друг друга только спустя год, полтора после выселения, при условии, что остались живы.

- Ситуация была крайне тяжелая. А могли ли люди перемещаться из района в район, населенного пункта в другой населенный пункт?

 

В соответствии с приказом коменданта, перемещение каралось законом и за него привлекали к ответственности. Передвижение без ведома коменданта каралось каторгой, лишением свободы, направлением на рудники и так далее, при этом не учитывалось женщина-то была или мужчина, или вовсе подросток. Выезжать было невозможно, даже если ребенок был болен и нужно ехать за медицинской помощью в областной центр. Более того,  карачаевцы были лишены всяких гражданских прав. Ни права голоса, ни получения нормального образования, ни работы по специальности. Нашим правом было только выполнение воли коменданта. То есть фактически это была тюрьма, словно вольное поселение с запретом «покидать лагерь».

- Хоть какую-то медицинскую помощь можно было получить?

 

- Только при условии, что вам изначально выпала возможность жить в населенном пункте, где есть медицинский пункт. Помощь, хоть и минимальную, люди начали получать в 1945-1946 годах, когда с фронта начали возвращаться мужчины.

- Были ли случаи, когда коменданты предпочитали человеческие принципы установленному порядку и шли навстречу людям?

 

- Естественно, многое зависело от личностных человеческих качеств. Были коменданты, которые не публично, но оказывали поддержку, особенно семьям, где были фронтовики, где были понимающие и говорящие на русском языке.

- Расскажите, Сулайман Даудович, чем занимался народ в это нелегкое время, в годы ссылки?

 

- На новой земле карачаевский народ отличился своим трудолюбием, трудовыми подвигами. Более 30 карачаевцев получили ордена Ленина – высшую награду страны, тогда как удостоиться награды представителю депортированного народа было крайне сложно. Наши женщины Патья Шидакова, Нузула Кубанова, Тамара Абдулаева получили звания Героев социалистического труда. Даже при современном технологическом и техническом прогрессе рекорд Патьи Шидаковой не побит. Она собирала тысячи тонн свеклы с гектара, вы представляете, какой это труд? И другим нашим карачаевцам они выдавали награды по необходимости, поскольку не было оснований отказать.

Естественно, постепенно и сам народ, казахи и киргизы начали понимать, что карачаевцы – люди трудолюбивые, правильные, ничего преступного не совершают, только и делают, что трудятся. Гораздо легче стало, когда они поняли, что мы той же религии, что язык у нас схожий. Впоследствии, они восприняли нас как близкий народ, всячески нам помогали, поддерживали.

А что касается последних лет то, когда мы уезжали обратно на историческую родину, не хотели нас отпускать, плакали и упрашивали остаться. Некоторые карачаевские семьи так и остались там и живут по сей день.

- Сулайман Даудович, вы сами являетесь непосредственным участником ссылки, длинною в 14 лет. Что вы помните?

 

- Да, я родился и окончил первый класс там. Я все хорошо помню. Помню как к нам приходили с проверкой, помню смерть Сталина. К этому времени не было уже ни отца, ни сестры. Многие люди плакали, но не из-за его смерти, они плакали от мысли, что случись это раньше, весь народ бы избежал этих мук и страданий. Но, благо, виноватых история уже осудила. Первое осуждение сделал первый секретарь ЦК КПСС Виктор Сергеевич Хрущев, когда признал депортацию народа незаконной, преступной. Второе осуждение было озвучено первым Президентом Российской Федерации Борисом Ельциным, когда он на весь мир заявил, что действия того режима были преступными, депортация народов была незаконна и во всеуслышание извинился за те потери.

- Огромное количество людей не вернулось, они погибли там. Но народ сумел сохранить язык, традиции, обычаи, сумел вернуться живым. В чем секрет, на ваш взгляд?

 

- Благодаря единству народа, любви к своей малой родине. Они выстаивали намазы и просили у Всевышнего возвращения домой. И ради этого делали все: трудились, не покладая рук, продолжали танцевать свои танцы, петь свои песни, учить свой язык. С большим трепетом сохранять обычаи и традиции: уважение к страшим, женщинам, детям. Они хотели вернуться на Родину, стремились снова встретить друг друга.  

- Значит, была в сердцах у людей надежда на возвращение? А формулировка при выселении была «навечно»?

 

- Надежда была всегда. Уже в 1954 году представители карачаевского народа в Москве обивали пороги Кремля с целью добиться возвращения народа на родину. Также вторая большая делегация от народа поехала в 1956 году. Но на прием к Хрущеву попала только третья делегация. Он принял их доброжелательно, беседовал с ними около часа, после чего поддержал их инициативу и только спросил: хочет ли сам народ вернуться? Для объективной оценки ситуации и подробного анализа, в Казахстан выехала специальная комиссия из Москвы. Естественно, они пообщались непосредственно с самим народом, убедились в их желании вернуться, несмотря на то, что местные жители им рады и упрашивают остаться.

- Радостный, но тяжелый период - этап возвращения домой после 14-летней ссылки. Каково было заново обживать покинутые земли?

 

- Я отлично помню тот день, когда мы сели в поезд, который нас вез домой. Помню дорогу, помню по пути Сталинград в руинах. Тут, на станции в Джегуте нас встретили русские в казачьих формах, карачаевцы, которые прибыли сюда заранее с целью удобнее обустроить нас. Государством были выделены огромные средства в соответствии с Постановлением Правительства на обустройство вновь прибывшего карачаевского народа, в том числе строительства  жилья, социальной инфраструктуры. Но на тот момент Карачаевская и Черкесская области объединились в единую автономную область в составе Ставропольского края, и эти средства были распределены по всем районам.

- Зачастую земли были уже заняты другими людьми, как решался этот вопрос?

 

- Повсеместно, в большей части Малокарачаевского, Зеленчукского, Урупского районов уже жили люди, а именно мегрелы, сваны, кумыки. Эти дома заново выкупались карачаевцами, хотя они должны были вернуть это имущество по закону. Те, у кого не было финансовой возможности выкупить дом, пытались строиться самостоятельно.

Первые два года жили тяжело. В частности, наша семья около недели проживала в сельском клубе нынешнего Кызыл-Урупа, затем мы наряду с другими пятью, шестью семьями поселились в сарае для скота, который предварительно вычистили. Параллельно общими усилиями делали временные домики из самана, плетенки. Государством выделялась ссуда, и народ начал перестраивать времянки на нормальные дома. Благодаря трудолюбию и сплоченности народ снова выжил. Карачаевцы были дружелюбны, демонстрировали братское отношение и многие ценили это, дружили с ними, помогали. Всегда в этом контексте хочется особо отметить и поблагодарить ногайский народ, который радужно встречал нас по возвращению, хочется поблагодарить жителей Усть-Джегуты, станицы Преградненской, всех, кто, понимал нас, сочувствовал нам и радовался с нами.

- Вместе с тем, многие карачаевцы остались в Казахстане, Азии. На ваш взгляд, что явилось причиной их невозвращения на родину. Они боялись новой жизни или же их устраивали условия проживания там?

 

- Сегодня в Казахстане проживает небольшое количество карачаевцев, порядка 5-7 тысяч человек. Многие оставались потому, что уже сумели достаточно стабильно устроиться, многие остались из-за отсутствия физической способности осилить дорогу. Наша семья оставила все и уехала. Я после неоднократно встречался с оставшимися там, многие хотели бы вернуться и сейчас на родину, но их уже связывают смешанные браки, работа, имущество, семьи.

- Сулайман Даудович, напомните, нам количественные показатели. Сколько всего людей было депортировано и сколько выжило?

 

- Депортированными обозначены 78 тысяч человек, хотя по нашим источникам это более 80 тысяч. Но из этого количества выжило около 43 тысяч человек, остальные погибли, большинство в первый год переселения. Это при условии, что мы не берем в расчет 9 тысяч карачаевцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Вот так дорого нам обошлись преступные действия сталинского режима.

Более того, негативное отношение к карачаевскому народу продолжалось и после возвращения. Если люди занимались вязанием и пытались на этом заработать, то им запрещали продавать свою продукцию. Если строили большие дома, поскольку тогда семьи были многодетные, по 7-9 человек в каждой, устраивали постоянные проверки.

Помимо этого, всякое противоправное действие карачаевцев воспринималось как национализм, негативный факт, вредящий строительству социализма. В соответствии с Постановлением обкома КПСС лиц карачаевской национальностей ограничивали на прием на работу, обучение, в карьерном росте. После 1966 года 5-6 карачаевцев были приставлены к получению  звания Героев социалистического труда, однако, получить им награду не позволило вышеуказанное Постановление. Это давление продолжалось вплоть до 80 годов, до Горбачевского Постановления о демократии. 

В народе появилось общественное движение "Джамагъат", нацеленное на восстановление и реабилитацию прав карачаевского народа. Те статьи, которые были напечатаны ранее, обвиняющие карачаевский народ во всех грехах были подняты на обсуждение историками, экспертами, общественниками, силовиками. В результате чего, Правительством страны было установлено, что карачаевцы тех преступлений, о которых постоянно говорилось, не совершали, ни одного документального подтверждения этому не оказалось.

На сегодняшний день нашей организацией ведется активная работа, направленная на сохранение мира, стабильности, братских отношений между народами. Из 33 населенных пунктов, откуда были выселены карачаевцы, семи уже нет, поскольку люди там уже не живут. В этих местах мы установили памятники, чтобы люди, особенно, подрастающее поколение, всегда помнили о событиях тех лет. Однако, справедливо будет отметить, что когда нами был проведен конкурс на знание своей истории между школьниками и студентами, во всех восьми номинациях молодежь изумила нас своими знаниями. Это не может не радовать.

Кроме того, нами направлено обращение руководству страны по выполнению резолюции первой международной конференции, посвященной 70-летию депортации карачаевского народа.  В соответствии с ней, регионам, где компактно проживает репрессированный народ, будет оказано содействие в экономическом развитии.

Несмотря ни на что, наш народ не отчаивается, продолжает работать, учиться, развиваться и уже сегодня является одним из субъектообразующих народов Карачаево-Черкесии. У нас в республике нет проблем в межнациональных взаимоотношениях.

Главным образом, этому способствует политика, проводимая настоящим руководством Российской Федерации, а также толерантная и прозрачная деятельность нынешнего руководства республики. Именно благодаря нашим совместным усилиям наша Карачаево-Черкесия является самым стабильным регионом Северного Кавказа.

3158 просмотров


Комментарии

Написать
Комментарии >



Подписывайтесь на RIAKCHR в Одноклассниках Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Вступайте в сообщество RIAKCHR в “ВКонтакте” Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Вступайте в сообщество RIAKCHR в “Telegram” Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный