Актуально В КЧР определили лучшего учителя родного языка и литературы Актуально Глава КЧР Рашид Темрезов вручил ключи от 19 новых пассажирских автобусов Актуально «Россети Северный Кавказ» на 7,7 % улучшили платежную дисциплину потребителей электроэнергии в КЧР Актуально В ФСБ России по КЧР рассказали как распознать телефонных злоумышленников  СКФО Новый логотип курорта Эльбрус в КБР представили в студии Артемия Лебедева

Профессор Ю.Рубин: «Предприниматель – это профессия, и ей надо учиться»

18.08.2016 3415
Профессор Ю.Рубин: «Предприниматель – это профессия, и ей надо учиться»

В последнее время качественному образованию в нашей стране придается все большее значение. Как подчеркнул на Образовательном Форуме Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев,  «во всех странах высшее образование становится все более востребованным». В России, помимо прочих профессий, постепенно растет популярность и образования для предпринимателей. На популярности предпринимательства сказался экономический кризис. Но, с другой стороны, все большее количество активных людей понимают, что для начала собственного дела требуются знания и опыт, а не просто желание.    

О подходах к предпринимательскому образованию, о его необходимости, мы побеседовали с доктором экономических наук, член-корреспондентом Российской академии образования, заслуженным работником высшей школы Российской Федерации, лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования и  членом совета директоров Европейского фонда гарантий качества E-learning, президентом Национальной ассоциации обучения предпринимательству (РАОП), ректором университета «Синергия», профессором Юрием Рубиным.

Вопрос: Насколько, вы считаете, сейчас актуально обучение предпринимательству как направлению высшего образования? Экономический кризис, надо зарабатывать, тратить несколько лет на учебу такому делу как собственный бизнес – это разумно?  

Рубин Ю.Б: В связи с обстоятельствами, в том числе внешними, и в связи с возникшей темой импортозамещения, Россия, безусловно, очень нуждается в «свежей крови», в людях, которые могли бы сейчас стать владельцами, драйверами бизнеса, способного привести к устойчивости российской экономики.

Все, что есть  в экономике – это такая совокупность всех бизнесов, в которых работает всё трудоспособное население. Поэтому  как раз экономический спад — это период, когда люди способные, но которые не занимались раньше  бизнесом, потому что не имели необходимости думать  об этом -  могут стать новыми проводниками «свежих» бизнес идей.

Здесь возникает вопрос - хорошо, новые люди приходят  в бизнес - а что они умеют делать, как предприниматели? Для того, чтобы заниматься любимым делом, да и любой работой, люди должны обладать большим набором профессиональных компетенций. И  этому их надо научить.   То, чему учат  - есть  совсем не то, что даётся от Бога, от природы, от генов. У каждого человека  от природы или от Бога есть личные задатки, склонности,  качества, которые  являются врождёнными.

Во всем мире предпринимательству обучают уже много десятилетий. Впервые понятие «обучение предпринимательству» как отдельная ветвь общеобразовательной деятельности,  возникла примерно в начале 50-х годов прошлого века. С тех пор развились целые уровни предпринимательского образования: например, уровень обучения в колледжах, уровень обучения в бакалавриате, уровень обучения в магистратуре, уровень обучения, скажем, в аспирантуре.

Среди ключевых профессиональных компетенций, которые мы преподаем предпринимателям в нашем университете,  можно назвать создание нового бизнеса, его ведение и развитие, а также прекращение участия в бизнесе. Наша программа дает знания в области проектной, инновационной, коммуникационной и конкурентной деятельности. Также мы обучаем общепрофессиональным компетенциям в сферах права, экономики, финансов. И более прикладным - в области внутрифирменного менеджмента, продаж, аналитики, переработки, накопления и передачи информации. А также умениям работать в команде или преодолевать стрессы.

Приведу пример.  В бакалавриате в Америке предпринимательство — это третье по популярности направление обучения в университетах после юриспруденции и информационных технологий, то есть более популярно чем экономика менеджмент и медицина. Да и в странах третьего мира предпринимательству учат много, системно и качественно: университеты, в которых есть бакалавриат по предпринимательству, есть в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, в странах юго-восточной Азии.

В России задача состоит в том, чтобы создать полноценную и конкурентоспособную систему предпринимательского образования, которая могла бы действительно готовить конкурентоспособных владельцев бизнеса, к чему нас призывают, так сказать, руководители государства уже не один год.

Вопрос: Вам могут возразить, например: «Несколько лет учиться? Зачем терять время? Мы на наших курсах, дорогие друзья, за два дня Вам расскажем, как настроить контекстную рекламу, как научить разговаривать менеджеров по продажам - и будет вам счастье!»

Рубин Ю.: Предприниматель должен получить систему знаний и умений в сфере создания бизнеса, его ведения,  управления,  развития. В том числе, например, реинжиниринга бизнес-процессов,  реорганизации, технологических и организационных изменений - и так далее. То есть-  невозможно отдельными курсами создать профессионала, которому требуется несколько лет системного обучения системному ведению бизнеса.

Кроме того,  чтобы в России возникло полноценное предпринимательское образование, необходимо также научиться  воспринимать предпринимательство как уважаемую профессию. Не просто как уважаемую деятельность, а именно как уважаемую профессию. Об этом недавно сказал и премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев. Сам факт, что государство наконец называет предпринимательство профессией – это правильно и отрадно!

Вопрос: На днях было сделано заявление о том, что в рамках образования нужно увеличить количество бюджетных мест для инженеров, и для врачей. Как вы считаете, нужны ли бюджетные места для обучения предпринимательству, или наоборот, это должны быть только платное обучение?

Рубин Ю.Б: Моя точка зрения заключается в том, что понятие «бесплатное образование», «бюджетные места» или «контрольные цифры приёма» должны рассматриваться в контексте того, что образование является частью экономики, в которой присутствуют рыночные отношения.

Как бы мы ни хотели сделать вид, что образование и здравоохранение — это явления, которые вообще никак не вписаны в рыночную экономику, нам это не удастся. Потому что есть экономика рыночная, а это значит, существуют товарно-денежные отношения. И они же существуют в образовании: людям платят зарплату.

Бюджетные средства – это деньги, которые  поступили государству от налогоплательщика, то есть мы с Вами все, 150 млн. граждан дружно скинулись на то, чтобы кого-то конкретного чему-то, за наш счёт, обучать. Я понимаю, когда речь идёт об обучении людей, которые окончив учебное заведение идут на работу в какие-то государственно значимые структуры – это госслужба, здравоохранение, армия, соцработники, инженеры – если они действительно нужны государству.

Но профессии, которые традиционно во всём мире всё-таки являются таким инкубатором частных инициатив, государство финансировать не должно. Как вы себе это представляете? Человек поступил «на халяву» в университет, не потратил ни копейки денег, его там обучили -  как он станет предпринимателем, если он даже не понимает, на своём опыте – цену и  ценность своего обучения?

Есть профессии, обучение которым не должно опираться на бюджетное финансирование. Это  предприниматели, менеджеры, экономисты, банкиры и более того адвокаты, там скажем программисты. Так это устроено  в странах, где экономика растет самыми быстрыми темпами – это университеты в первую очередь  азиатских стран, в том числе корейские и японские.   

То есть, когда говорят о том, что бесплатное обучение — это великое социальное благо, я с этим согласен, но это великое социальное благо не для всех. То есть мы должны все договориться о том, кого мы хотим на свои отчисления от налогов финансировать, обучение кого мы должны финансировать, а кто должен развиваться и учиться самостоятельно!

Вопрос: Университет Синергия – крупный частный ВУЗ России. Соответственно, у вас и стоимость обучения предпринимательству, следуя вашим тезисам – наиболее высокая в стране? Или есть какие-то механизмы поощрения для талантливых абитуриентов?

Рубин Ю.Б: «Синергия» - не просто крупный частный частный ВУЗ, имеющий государственную лицензию и аккредитацию министерства образования России.

За последние 20 лет мы создали систему обучения предпринимательству, опирающуюся на самый современный опыт крупнейших российских и мировых университетов, и первыми в России ввели жесткие внутренние стандарты обучения бизнесменов. Наши выпускники зарабатывают десятки миллионов, владея или управляя бизнесами в таких отраслях как новые технологии, ритейл, сельское хозяйство, банковское дело и многих других. И мы, конечно, в первую очередь, смотрим на одаренность и внутреннюю мотивацию абитуриента, его готовность «вкалывать», будучи студентом. 

Если к нам приходит молодой человек и говорит: «Я бедный! У меня нет денег!», -  и при этом он не готов полностью внутренне вложиться в свое будущее, мы как частный ВУЗ, вынуждены ему отказать.

Но если приходит талантливый и внутренне взрослый студент,  не имеющий средств на полный курс обучения, «Синергия» готова предоставить ему возможность трудоустройства. Более того, мы имеем возможность  материально поощрять студентов, показывающих  хорошие результаты.

Предпринимательство – это профессия для тех, кто внутренне может назвать себя человеком взрослым, сознательным, готовым взять на себя ответственность за себя и своих близких.

3415 просмотров
Источник: riakchr.ru


Комментарии

Написать
Комментарии >



Подписывайтесь на RIAKCHR в Одноклассниках Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Вступайте в сообщество RIAKCHR в “ВКонтакте” Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Вступайте в сообщество RIAKCHR в “Telegram” Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный