15 ОКТЯБРЯ. ЧЕРКЕССК. К празднованию Дня народного единства, который ежегодно отмечается 4 ноября в рамках проекта "Школа межэтнической журналистики" Елена Назаренко рассказа о необычном увлечении астрофизика из САО РАН.
Александр Москвитин изучает сверхновые звёзды, он астрофизик. Но в свободное от звезд время он занимается вполне земным занятием - месит глину и лепит из нее сосуды, забавные фигурки и еще много всего интересного.
Александр Сергеевич, старший научный сотрудник САО РАН, проживающий в Нижнем Архызе Карачаево-Черкесии, знаком с глиной тесно, ведь с самого детства он рос в атмосфере искусства, творчества.
Родители-художники, потомки кубанских казаков, с детства показывали, как лепить различные изделия из глины, они были учителями рисования и черчения, так что и лепка имела педагогически-воспитательный характер. Кроме того, они открыли картинную галерею , в которой, наряду с картинами, представлена керамика, что, по сути, и является продолжением традиций жителей Кубани.
Следует сказать, на Кубани изделия из глины были повсюду: из нее делали посуду, детские игрушки, музыкальные инструменты, использовали в строительстве, для изготовления сырцового кирпича, облицовочных плит печей, черепиц. И хотя сейчас прямое применение глины осталось в прошлом, она всегда использовалась и используется так же как элемент развития ребёнка, ведь с ее помощью развивается воображение и мелкая моторика, а так же прививается эстетический вкус.
Сейчас Александр занимается лепкой для себя. Завораживает сам процесс: от сбора дикой глины, очистки, замешивания, реализации творческих задумок до созерцания готового результата.
"Глина - материал из алюминия, кислорода, кремния и железа, который представляет из себя, по сути, грязь под ногами, может стать в твоих руках чем угодно", -- говорит он, работая над очередным изделием.
Изготавливать Александр предпочитает сосуды потому, что их лепить проще всего, но не боится он и более сложных задумок, которые, как правило, дарит друзьям и родственникам, ведь для него важен сам процесс. Некоторые скульптуры, в частности сосуды, оставляет себе, их можно использовать в быту, например, для хранения каких-либо вещей.
"Процесс заготовки глины, зачастую, может отбить интерес: глина в природе встречается достаточно часто, но редко в том виде, в котором ее можно применять сразу для изготовления керамики. Необходимо правильно подобрать глину для реализации своей задумки, ведь она бывает разная, и если для крупных форм может подойти грубая глина, то для мелких изделий необходимо иметь пластичную глину. Глина для кирпичей, например, капризная и неподатливая, из нее, вряд ли, получится слепить малую изящную форму" - рассказывает Александр.
Нам он дал несколько рекомендаций для успешной работы с глиной. Необходимо обязательно максимально очищать глину от камешков, чтобы при сушке или обжиге, цельная фигура не потрескалась и не сломалась. Это значит, что необходимо глину замачивать, процеживать и высушивать. Иногда ни один раз.
Сушить изделие надо медленно, равномерно. Для этого его накрывают чем-нибудь, чтобы влага не выходила слишком быстро, и изделие не трескалось в течение сушки.
Искать вдохновение везде. При работе с глиной нужно почувствовать свободу, ведь любое созданное изделие - уникально. Глина - материал с широким спектром применения.
Сейчас у Александра в планах композиция из сосудов и несколько геометрических чаш в виде последовательности чисел, так, чтобы количество граней последовательно возрастало с порядком чисел. Этим он хочет передать красоту геометрии.
РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В РАМКАХ ПРОЕКТА "ШКОЛА МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ" ЕЛЕНОЙ НАЗАРЕНКО.
Комментарии