
«Абазинский народный театр «Инжич» – это творческий коллектив, который собрал фанатов театрального искусства, знатоков устного народного творчества абазин, объеденных желанием творить, созидать и делиться своими эмоциями со зрителями. В начале 70-х годов, а если точнее в 1972 году сельский клуб аула Инжич-Чукун был преобразован в Дом культуры. Художественным руководителем в ДК был назначен Мухарби Бахситович Агачев, который стал инициатором и создателем народного театра. Первыми участниками театра были рабочие швейного цеха быткомбината, а также рабочая сельская молодежь - Мухадин Цеков, Мухарби Агачев, Амин Кмышев, Тайбат Биджева, Хаджи-Мурат Озов, Светлана Агачева.
Театральная деятельность начиналась с небольших постановок, интермедий. Первая серьезная постановка по пьесе абазинского писателя и драматурга Татлустана Табулова «Зули» была осуществлена в 1979 году. Премьера пьесы состоялась на сцене СДК родного аула перед тружениками села. К этому времени коллектив значительно набрался опыта и уже гастролировал в различных сельских поселениях», - рассказывает С. Шаева.
Позже коллектив театра вышел на областной смотр самодеятельных драматических коллективов на соискание звания «народный» со спектаклями «Зули» и «Зарыля» Т. Табулова. Жюри по достоинству оценило игру актеров, и коллектив был приглашен на подтверждение звания. Так, в 1987 г. в городе Ставрополь абазинский театр подтвердил звание «народный».
В репертуаре театра появились спектакли, в основу которых легли литературные произведения классиков абазинской литературы - такие как: «Зули» и «Зарыля» Татлустана Табулова, «Колючий огонь» Хамида Жирова, «Горсть земли» Бемурзы Тхайцухова. Основной тематикой постановок являлось история и культура родного народа.
Несмотря на успешные выступления и постановки, театр не имел статуса официального. В 90-х годах прошлого столетия творческая интеллигенция абазин КЧР, общественные организации, представляющие интересы этого малочисленного народа, активно обращались в федеральные и региональные органы государственной власти с вопросом о необходимости создания государственного театра. На тот период в Карачаево-Черкесской Республике уже довольно успешно функционировали русский, карачаевский и черкесский театры.
«Театр преобразовался и разделился, сейчас одновременно действуют абазинский театр (в который перешли актеры театра «Инжич», и также работает «Инжич», по сей день.
С созданием Абазинского муниципального района, в котором культуре уделяется большое внимание, народный театр «Инжич» получил новое развитие. Районное муниципальное бюджетное учреждение «Центр культуры и досуга», в котором сейчас функционирует театр, своей первостепенной задачей ставит сохранение и развитие творческих коллективов. На сегодняшний день деятельность народного театр «Инжич» осуществляется на высоком уровне.
Доброй традицией в Абазинском районе стал ежегодный показ на новогодние праздники спектаклей на родном языке по мотивам популярных сказок - таких как «Морозко, «Аленький цветочек, «Волк и семеро козлят, «Золушка, «Снежная королева», «Кошкин дом», «Красавица и чудовище», «Муха-Цокотуха»», - добавила С. Шаева.
Первые актеры театра с теплом вспоминают свою работу и путь от энтузиастов до актеров, который они прошли всем коллективом.
«Театр — это вся моя жизнь. Конечно, я люблю театр, как его не любить? Иначе я бы здесь не работала. Многие люди, оказавшиеся здесь однажды, остаются на всю жизнь. Так в 1997 году, работая учителем музыки в Эльбурганской средней школе, мы проводили мероприятие ко дню 120-летия Табулова Татлустана – зачинателя абазинской литературы. На школьной сцене мы играли постановку «Зули». Зрителей было много, среди приглашенных был и директор ДК Агачев Мухарби. Он, обратив внимание на мои актерские данные, пригласил на работу по совместительству в Инжич-Чукунский народный театр и я осталась здесь навсегда. Одной из первых постановок, где я сыграла свою главную роль - роль матери, был спектакль «Дорога в ад» в постановке Биджева Амира. Мой первый дебют в театре меня окрылил, и я сразу же включилась в работу и стала играть почти во всех постановках. Все свои роли я пропускаю через себя. Если идет постановочный процесс, то я не сплю ночами, у меня не получается прийти домой и переключиться на бытовые дела. Начинаешь размышлять над своей ролью, примеряешь ее в разных образах, наблюдаешь за людьми, ища в них характер, повадки, которые тебе нужны. А когда уже отыграешь спектакль, чувствуешь освобождение и удовлетворение. Я люблю получать отклик от зрителей и всегда чувствую энергетику зала. Мне важно знать, что люди точно вынесут для себя какую-то мысль, эмоцию. Приятно, когда после спектакля добрый зритель пишет в социальных сетях отзывы или личные сообщения с благодарностью. Однажды, после спектакля «Сердце матери», ко мне подошла женщина из зала и стала плакать. Сначала я не понимала, что происходит, в чем дело, но после она в меня сказала: «Ты так проникновенно играешь роль матери. Спасибо тебе, родная… ». Мне очень было приятно, что моя игра была оценена и нашла отклик в сердцах людей. И действительно, роль матери-героини, роль матери-труженницы, которая целиком и полностью отдает себя воспитанию детей, очень мне близка.
Лев Дуров как-то сказал: «Профессия актера мало чем отличается от профессии шахтера». И это правильно, наша работа очень сложная и ответственная. Безделье разъедает меня изнутри, а для творческого человека — это большая беда. Теперь я понимаю, как важно быть востребованным в профессии, быть на своем месте, знать, что ты приносишь радость людям», - вспоминает актриса театра Зурида Койчева.
Артисты народного театра «Инжич» блистают не только на сцене. По договоренности Главы администрации Абазинского муниципального района и Фонда содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид» были переведены на абазинский язык и озвучены актерами 4 мультипликационных фильма «Король Лев», «Трое из Простоквашино», «Винни Пух», «12 месяцев» и художественный фильм «Хроники Нарнии». Это неоценимый вклад в развитие и пропаганду родного абазинского языка.
Недавно народный театр стал лауреатом II степени на межрегиональном фестиваль-конкурсе театральных сатирических миниатюр «Бинокль». Театр представил зрителю комедийную постановку «Давай поженимся». Этот конкурс помог получить новые знания в других видах искусства, например, в особенности, в кукольном театре.
«Этот опыт и знания мы собираемся в дальнейшем применять в своих работах. У нас много творческих задумок.
С куклами мы начали работать не так давно, в 2017 году, когда коллектив театра принял участие в конкурсе на получение Гранта АНО «Алашара» для реализации проекта в сфере культуры и искусства абазинского народа. На полученные средства мы приобрели театральные сценические костюмы, декорацию и куклы для кукольного театра», - делится С. Шаева.
В этом году театр празднует свой полувековой юбилей. «Народному Театру «Инжич» уже 50 лет. Эта солидная дата- полвека, говорит о его большой востребованности, а многочисленные награды различного уровня и звание «Народный» - подтверждают мастерство его труппы, у которой далеко идущие творческие планы, в целях сохранения и приумножения национальной культуры своего народа
Комментарии