Актуально Как избежать нарушений в рекламе  Актуально 1126 жителей Карачаево-Черкесии переедут из аварийного жилья до 2027 года Актуально «Россети Северный Кавказ» обеспечили электроэнергией 10 медицинских учреждений в отдаленных селах Карачаево-Черкесии   Общество Жителям КЧР рассказали, стоит ли уходить в отпуск в мае Актуально КЧР с рабочим визитом посетил руководитель Росреестра Олег Скуфинский

Налоговыми льготами, имеющимися в нашем регионе, могут пользоваться все местные предприниматели, независимо от того в каком городе или районе КЧР они работают – вице-премьер КЧР Е.Ксенофонтова

27.07.2015 1615
Налоговыми льготами, имеющимися в нашем регионе, могут пользоваться все местные предприниматели, независимо от того в каком городе или районе КЧР они работают – вице-премьер КЧР Е.Ксенофонтова
ксенофонтоваВ начале года Правительством Карачаево-Черкесии был разработан Антикризисный план, основополагающим направлением которого является поддержка экономического сектора, в том числе малого и среднего бизнеса. О том, насколько эффективны принимаемые в республике антикризисные меры, о деятельности фондов по поддержке местных предпринимателей и многом другом рассказала в интервью журналистам региональных СМИ вице-премьер КЧР Евгения Ксенофонтова. - Евгения Борисовна, как посодействовать малому и среднему бизнесу республики? Ведь в КЧР практически малого производства нет, такое чувство, что на рынке одни "челноки". - Проблема достаточно серьезная, которую вы подняли. Сказать, что в КЧР практически нет малого и среднего бизнеса, я бы этого не сказала, поскольку у нас оборот малого и среднего бизнеса в общем обороте комплекса экономического составляет порядка 30%, то есть третья часть производимой продукции – это продукция малого и среднего бизнеса. Но это не значит, что этот показатель может нас удовлетворить. Да, действительно, малый и средний бизнес – это та сфера экономики, которая является ее основой, особенно для нашей республики, достаточно небольшой, где нет крупных индустриальных гигантов. Поэтому этот блок, он является отдельным блоком, по которому в Правительстве проводится определенная работа, работа, направленная на то, чтобы этот блок работал наиболее эффективно и с тем, чтобы он ощущал поддержку власти. Я не буду сейчас говорить о среднем бизнесе, но показатель 13 тысяч представителей малого бизнеса, на наш взгляд, значительно занижен по отношению к реалиям. Посмотрим в городе Черкесске, столице республики, наверное, этот показатель сопоставим с предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность, может быть, в сфере обслуживания, это вот порядка где-то 12-13 тысяч. То есть, бизнес, к сожалению, в определенной степени не легализован. Может быть, причиной этому послужили изменения в федеральном законодательстве, которые два года назад были внесены, а потом год назад этот пробел был устранен в части резкого повышения в два раза страховых взносов в пенсионный фонд. Мы сразу это на себе почувствовали, поскольку резко пошел спад числа индивидуальных предпринимателей. Но федеральный законодатель нормализовал ситуацию, а тенденция осталась. И только начиная где-то с итогов 5 месяцев этого года мы почувствовали, налоговики наши подтвердили этот факт, что ситуация стабилизировалась, стала выпрямляться, количество зарегистрировавшихся предпринимателей превышает количество закрывших бизнес, то есть идет тенденция уже к росту. Что касается поддержки бизнеса, она осуществляется по ряду направлений: это малый и средний бизнес, это и сельское хозяйство - вторая отрасль в валовом региональном продукте по объемам. Поэтому объемы поддержки сельскохозяйственной отрасли из бюджета республики на протяжении последних лет остаются достаточно стабильными, в значительных объемах, превышающих порядка миллиарда рублей. При этом речь идет о мерах поддержки, осуществляемых из федерального бюджета. Сельское хозяйство - отдельная сфера, поддержка которой важна не только ради бизнеса, как такового, а еще и в плане экономической ситуации, которая в целом по стране наблюдается, требуя от нас, регионалов, принятия решений по импортозамещающим технологиям. Сельское хозяйство Карачаево-Черкесии на сегодняшний момент в состоянии прокормить республику, цели стоят расширить объемы производства и внести свою лепту в государственную программу импортозамещения. Что касается налогообложения, несмотря на то, что республика ограничена в финансовых возможностях, вы знаете, до последнего времени мы были высокодотационным субъектом, но с этого года вышли из этой категории. Вместе с тем, недостаток доходов у нас, конечно, имеется. Поэтому, была бы наша воля, мы бы, конечно, расширили перечень льготируемых категорий предпринимателей. Но, на сегодняшний момент, поддерживаем в первую очередь, сельское хозяйство, снижением размер налоговых ставок по налогу на имущество производителям сельскохозяйственной продукции в два раза при ставке 2,2% от стоимости имущества. Сельхозпроизводители платят у нас один налог на имущество по ставке 1,1%, переработчики сельхозпродукции -1,5%. Затем у нас приняты и работают преференции индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в пределах особой экономической зоны на территории Зеленчукского и Урупского районов, резиденты которой имеют право на льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество. Затем льготами пользуются у нас переработчики, как представители приоритетной для любой экономики обрабатывающей отрасли промышленности, ставящей перед собой амбициозные задачи опережающего развития, роста валовых региональных продуктов. Недавно мы внесли изменения в нормативно-правовые акты, регламентирующие ставки арендной платы, поскольку вы знаете, кадастровая стоимость земельных участков у нас утверждена, это такой достаточно непредсказуемый для плательщиков налогов и арендной платы показатель, и он не всегда корректен. Поэтому, изучив ситуацию, изучив мнение муниципальных образований, мы буквально недавно откорректировали ставки арендной платы, снизив их и сделав более предсказуемыми правила уплаты данного вида платежа. Индексация была 10-15%, где–то ее вообще не было, то есть, более гладким сделали увеличение платежей. - Существует мнение, что меры поддержки малого и среднего бизнеса не действуют в отдельно взятых районах республики, либо действуют не в полной мере. Прокомментируйте, пожалуйста, данную ситуацию, как на самом деле обстоит дело с предоставлением преференций в республике? - Доступ к кредитным ресурсам и преференциям предпринимателям Карачаево-Черкесии обеспечивается на основе объективных критериев, которым должны отвечать бизнесмены, при этом не учитывается национальный и территориальный признак. Мы развиваем Гарантийный фонд и Фонд микрофинансирования, и я смотрела анализ деятельности этих фондов в свете последнего интереса к национальной окраске каких-то принятых решений. Никаких перекосов у нас нет. Доступ к кредитным ресурсам Фонда микрофинансирования и к Гарантийному фонду обеспечен, исходя из объективных критериев, которым отвечают предприниматели. В силу существующей кризисной ситуации и ограниченности кредитных ресурсов возникают сложности в их предоставлении предпринимателям. Что касается льгот, я вообще даже не понимаю, как можно дифференцировать предоставление преференций каким-то населенным пунктам или территориям, поскольку это невозможно. Льготы, если они применяются по законодательству, распространяются на категорию, независимо от места проживания. А налоговая инспекция применяет эти льготы, исходя из декларации. Уверяю вас, территориальный признак совершенно не берется за основу при предоставлении преференций. Технически это сделать невозможно. Основной критерий при работе с предпринимательскими проектами – поддержка наиболее кредитоспособных и перспективных для республики предприятий, это то, что должно стать основой деятельности Гарантийного фонда и Фонда микрофинансирования. С 2011 года в КЧР бюджет формируется в открытом режиме. Что касается дотаций органам местного самоуправления, то они рассчитываются по формуле, которая определяет объем дотаций по интегрированным показателям. Размер этих дотаций мы рассматриваем каким образом – приглашаем представителей законодательных органов власти, это депутаты от того муниципального образования, бюджет которого рассматривается, а также представителей исполнительной власти, финансовых органов и депутатов даже сельских поселений. По каждому муниципальному району делается паспорт программы, и он формируется по подходам, идентичным для всех муниципальных районов. Поэтому перекос и субъективизм полностью исключается. - Какой объем поддержки предприниматели получили с начала года? - Преференции – это арендная плата, прямые льготы, субсидии. Я могу сказать, что где-то 1,3-1,4 млрд. рублей получили с учетом сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, где-то, может, даже до 1,5 млрд. рублей. - Это намного меньше, чем в прошлом году с учетом кризисной ситуации? - Это не меньше, поскольку это и налоговые льготы, и субсидии. - Насколько эффективны принимаемые сегодня антикризисные меры, какие есть результаты? - Основным направлением Антикризисного плана, разработанного Правительством Карачаево-Черкесии, является поддержка экономического сектора, включая представителей малого и среднего бизнеса и инвестиционные проекты. Мы начали год с формирования антикризисного плана и его утверждения. Антикризисный план у нас формируется, в основном, исходя из мер поддержки экономики. Честно говоря, что касается экономии бюджетных расходов, то мы до последнего времени настолько уже "доэкономились", что уже экономить дальше некуда. Республиканский бюджет на 80% является социально направленным, в связи с чем, необходимо исполнять взятые властью социальные обязательства, несмотря на экономический кризис. Социальные обязательства, как вы знаете, они первостепенные, мы их не имеем права сокращать. Это, в основном, публичные обязательства, заработная плата, которая из года в год растет у нас согласно Указам Президента Российской Федерации. Немаловажное значение имеет поддержка экономического сектора, малого и среднего бизнеса. Мы основной упор делаем все-таки на поддержку экономики, экономического сектора, в том числе малого и среднего бизнеса, на поддержку инвестиционных проектов. Некоторые из них у нас имеют приоритетное значение для экономики на уровне Российской Федерации, им оказывается поддержка, а именно – "Квест-А", "Обувь России". Эти проекты получают государственную поддержку. Поэтому поддержка экономики - приоритетный для нас блок. Что, на мой взгляд, немаловажно, у нас в прошлом году практически не сократились инвестиции, которые, как известно, основа развития экономики. Инвестиции у нас на уровне почти 100%, очень успешно на фоне предыдущего года. До прошлогодних показателей не дотянули где-то порядка 3%. При этом позитивно то, что в структуре инвестиций основная часть приходится все-таки не на бюджетные инвестиции, а есть частник вкладывает в свое развитие. Это дает нам основания быть уверенными в том, что республика все-таки идет в правильном направлении. Помимо инвестиций, в результате активных действий, направленных на преодоление последствий экономического кризиса, улучшились и другие показатели, важную роль в данном процессе сыграло взаимодействие властей республики с бизнесом и федеральными структурами, расположенными на территории КЧР. Сельское хозяйство выпрямилось. Если был небольшой спад по итогам прошлого года, то уже наблюдается прирост по отношению к аналогичному периоду порядка 3,6-4% за истекшие 5 месяцев этого года. Несколько изменилась ситуация в промышленности. Если в прошлом году индекс промышленного производства был обеспечен приблизительно на уровне 77,7% , то в этом году у нас замедлилось снижение и этот показатель составляет уже порядка 84%, есть появилась тенденция к выпрямлению. Однако, наметившиеся положительные тенденции - не повод считать, что в отдельно взятой Карачаево-Черкесии состоялся выход из сложившейся кризисной ситуации. Мы живем в государстве, которое, как и мы тоже, ведет планомерную работу по выходу из кризиса. Мы осуществляем скоординированные действия. Президент РФ уделяет очень большое внимание малому и среднему бизнесу, полагая, что это основа для развития экономики. В связи с этим перед органами региональной власти была поставлена задача укрепления малого и среднего бизнеса, его поддержке в той или иной форме. - Буквально на днях в КЧР был принят закон, предполагающий введение так называемых "налоговых каникул" для предпринимателей. С какой целью был разработан этот закон? - Что касается преференций среднему бизнесу – разработан и принят закон по "налоговым каникулам". Исходя из того, что мы не относимся к регионам с излишними доходными источниками, все шаги по преференциям очень жестко просчитываются с последствиями, в том числе. Рассчитывая "налоговые каникулы", мы предполагаем, что определенная часть предпринимателей закроется, а потом опять откроется. Значит, будут какие-то потери для бюджета. Наверное, учитывая, что какая-то часть бизнеса у нас не легализована, будет корректно и для власти сегодня потребовать от бизнеса легализации. Мы в этом направлении работаем совместно с налоговыми органами, органами местного самоуправления, правоохранительными органами и намерены все-таки продолжить работу по легализации предпринимателей, с тем, чтобы они и работающие у них наемные работники имели доступ к каким-то социальным льготам, субсидиям, имели возможность заработать себе пенсию. В этом плане мы сегодня работаем, я надеюсь, что эта работа даст свои результаты. Если говорить о совместной работе, с территориальными органами федеральных органов власти, с муниципальными органами власти, которая проводится в республике, то считаю ее достаточно эффективной. За истекшие 6 месяцев мы имеем поступления в республиканский бюджет практически на уровне аналогичного периода прошлого года. Мы комплексно подходим к сбору налогов на имущество и земельному налогу, в результате где-то на треть увеличились поступления по этим видам налогов. Это говорит о том, что резервы у нас есть. - С 2016 года меняется подход к налогообложению и вводится понятие "кадастровой стоимости". Планируется ли, что это еще дополнительно увеличит сумму налоговых сборов? Чего вы от этого ожидаете? - В какой-то степени да, возможно, будет и увеличение, предсказать сегодня еще пока сложно, поскольку налоговая служба сегодня занимается анализом и сопоставлением данных. Принятое решение в нашей республике о переходе на налогообложение имущества физических лиц, исходя из кадастровой стоимости, которое вводится с 1 января 2016 года, должно быть реализовано, на наш взгляд, максимально корректно и с минимальными потерями для жителей республики. Была произведена кадастровая оценка стоимости имущества, но мало кто знает, что его имущество переоценено и мало кто знает, сколько оно стоит. У нас разработана памятка для населения республики, она разослана в органы местного самоуправления. Мы требуем от них, чтобы во всех местах массового пребывания людей эта памятка была размещена. Она предполагает, чтобы люди заблаговременно в этом году посмотрели либо на сайте Росреестра РФ, либо обратились в Кадастровую палату Росреестра РФ, расположенную в республике, либо позвонили по телефону и уто нили данные по кадастровой стоимости своей недвижимости. Этим вопросом занимаются и местные финансовые органы, министерство имущественных и земельных отношений, то есть везде, все эти структуры должны дать всеобъемлющую информацию о том, как найти стоимость имущества. Бывают случаи, когда кадастровая стоимость в десятки раз превышала рыночную. Этот год и первое полугодие следующего года дается для того, чтобы люди имели возможность, обратившись в вышеназванные органы, отрегулировать стоимость своего имущества, исходя из его рыночной стоимости. Мы актуализировали состав комиссии при Росреестре, то есть механизм урегулирования этого вопроса. Если стоимость имущества действительно завышена и превышает рыночную, то гражданин вправе обратиться в комиссию при Росреестре по КЧР, и данная комиссия обязана рассмотреть этот вопрос, и, в случае, необходимости, внести изменения. Дополнительные поступления мы ждем от плательщиков, которые таковыми станут, поскольку новые объекты строительства, введенные в два последних года, не прошли через бюро технической инвентаризации и в налогооблагаемую базу не попали. Поэтому мы, как республика, в доходной части своего бюджета теряли эти суммы. Вот одна из причин, по которой мы не стали затягивать до 2020 года и приняли решение. Если люди не успеют обратиться вовремя, то нагрузка в первый год будет смягчена тем, что там механизм предполагает увеличение платежа не более чем на 20% от платежа предыдущего года. Пока гражданин урегулирует спорный вопрос, серьезной финансовой нагрузки он не будет ощущать. При этом расширен перечень льгот для налогоплательщиков. Если раньше один объект подпадал под льготирование, то сегодня, если гражданин имеет и дом, и квартиру, то они по одному объекту освобождены от налогообложения. - Вы сказали, что существует цель расширить сельскохозяйственное производство и внести лепту в импортозамещение. Уточните, какая продукция или направление будет особо поддерживаться? - У нас определен план импортозамещения, состоящий из двух блоков – промышленного и сельскохозяйственного. Конечно, там и цемент, и щебень... Но приоритет - сельскохозяйственное производство. Уже приступили к реализации инвестпроекта по садам, которыми раньше славилась Карачаево-Черкесия, выращивались и фрукты, и овощи. Планируется крупная модернизация агрокомбината "Южный", это тоже серьезный вклад в импортозамещение. В частности, на "Южном" планируется модернизировать 24 га площадей, технологически сделать эффективным и менее энергозатратным производство этой продукции. Агрокомбинат зарегистрирован в Москве, и на сегодняшний момент мы даже прорабатываем вопрос, чтобы он зарегистрировался у нас. Конечно же, у нас не настолько большие преференции, но необходима регистрация на территории КЧР, чтобы мы смогли поддержать данное предприятие, в том числе и субсидиями. Вместе с тем, у нас есть договоренности с руководством по повышению заработной платы работникам предприятия, и это повышение уже произведено. Это имеет большое социальное значение, поскольку на комбинате работают наши жители. Кроме того, в бюджет пойдет больше доходов с налога на доходы физических лиц, в этом плане у нас с ними есть договоренность. - Ожидается ли в текущем году повышение заработной платы бюджетникам? - Для бюджетников в этом году у нас запланирована индексация в размере порядка 5%, что предусмотрено в бюджете. - Карачаево-Черкесия заняла 39 место в национальном рейтинге внедрения лучших практик повышения инвестиционной привлекательности. Как вы оцениваете данный показатель, и о чем он говорит? - Это новое дело, рейтинг проводится Агентством стратегических инициатив, которое функционирует под попечительством Главы государства, этим я хочу показать, насколько важны его результаты. Мы заняли 39 место, вошли в третью группу, это неплохой результат. Дело в том, что проведение этого рейтинга предусматривает опрос респондентов в той или иной области, независимо от мнения власти. Предприниматель анонимно имел возможность высказать все, что он думает о той или иной процедуре, связанной с благоприятным или нет инвестиционным климатом. Где-то нас поругали, где-то мы имеем пять баллов по пятибалльной системе. Например, по регуляторной среде, что означает количество дней или скорость регистрации юридических лиц, мы в первой десятке. Мы удовлетворены тем, что в рейтинге предприниматели республики дали нам такую оценку. Но, кроме того, результаты данного рейтинга являются исходными данными для наших дальнейших действий. Мы недавно проводили заседание рабочей группы по "дорожной карте", которая у нас разработана по внедрению этого рейтинга, где рассматривали те вопросы, с которыми сталкиваются наши предприниматели по подключениям к электрическим и газовым сетям, по дате получения разрешения на строительство. На наш взгляд, эти два направления наиболее сегодня острые для предпринимателей. Если сегодня в республике предприниматель тратит в среднем на получение разрешения на строительство 265 дней, нас это не совершенно не устраивает. По "дорожной карте" мы должны этот показатель довести до 90. По рейтингу предприниматели тратят на подключение к электрическим сетям 120 дней, тоже есть над чем поработать. Оценка субъекта в национальном рейтинге – толчок нашим действиям. Когда мы сравнили, где мы находимся в мерах поддержки бизнеса, мы поняли, что наш Гарантийный фонд работает достаточно эффективно. Агентство стратегических инициатив в качестве примера субъектам РФ приводит Республику Татарстан в части эффективности работы ее Гарантийного фонда. У нас меньше Гарантийный фонд, зато оборачиваемость больше, мы оказываем больше помощи представителям малого бизнеса, и уже исходя из этого, в текущем году мы поставили перед собой задачу и обратились в министерство экономического развития Российской Федерации с просьбой поучаствовать в программе поддержки именно нашего Гарантийного фонда. Мы пошли на это, чтобы увеличить капитализацию этого фонда, порядка в полтора раза будем увеличивать. Полагаем, что, таким образом, сможем оказывать поддержку нашим предпринимателям не только в этом году, но и на протяжении ряда лет за счет оборачиваемости этих денег, то есть деньги будут работать в республике на бизнес на протяжении длительного времени. Начиная с текущего года, Гарантийный фонд стал работать более открыто, прозрачно, что связано в том числе с внедрением электронной очереди. Это снимает элемент недоверия, который может искусственно создаваться. Работа в этой области и в других должна быть максимально прозрачна.
1615 просмотров


Комментарии

Написать
Комментарии >



Подписывайтесь на RIAKCHR в Одноклассниках Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Вступайте в сообщество RIAKCHR в “ВКонтакте” Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Вступайте в сообщество RIAKCHR в “Telegram” Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный