СКФО В Северной Осетии-Алании до конца 2025 года откроют Ногирский мост СКФО В сельской местности КБР завершается модернизация одной из библиотек Актуально В КЧР школьники встретились с ветеранами СВО в рамках федерального проекта «Каникулы со Знанием» Актуально Глава КЧР Рашид Темрезов принял участие в заседании Оргкомитета по подготовке и проведению Кавказского инвестиционного форума Актуально Ансамбль "Эстемей" из КЧР завоевал Гран-при на Всероссийском фестивале в Нальчике

Какой детский сад нам нужен

27.06.2022 715
Какой детский сад нам нужен
Фото Пресс-служба Главы и Правительства КЧР

27 ИЮНЯ. ЧЕРКЕССК. «Они за это деньги получают, пусть следят за детьми как следует», - такую реплику часто можно услышать от мам, которые водят детей в детский сад. Приэтом, большая часть таких родительниц мало задумывается, какой объем обязанностей, физическая и психологическая нагрузка в сочетании с ответственностью за каждое чадо, ложиться на плечи воспитателей. Причем, заработная плата в российских детских садах, как известно, небольшая, а детей в группах зачастую порядка 30 человек, к каждому нужен подход, и что греха таить – не к каждому из детей родители сами в состоянии найти этот самый подход. Как устроены российские детские сады, а как они организованы в других странах – мы постарались найти самые любопытные практики, а также объективно рассказать о плюсах и минусах российский детских садов. 

В каждой стране детские сады устроены по-разному, все зависит как от традиций, которые формировались не один день, а также от общего отношения к детям и их воспитанию. 

Швеция

Дошколят не пытаются интенсивно развивать, не пичкают информацией, не оценивают их уровень развития. Они делают упор на то, чтобы дети росли здоровыми, научились дружить и обсуживать себя. Ребенок, пришедший в сад, может не уметь говорить, «ходить на горшок» — тут это не считается одним из страшных грехов родителей.  Все садики платные, но для семей с несколькими детьми есть система скидок. За первого ребёнка платишь полностью, за второго половину стоимости, а третий и все последующие дети ходят в сад бесплатно.

В группе, как правило, около 20 человек. На них – три воспитателя. В общую группу ходят особые дети, в том числе дети с синдромом Дауна. Если ребенок не может сам себя обсуживать, к нему представляют помощника воспитателя. Кроватей в группах нет, вместо них матрасы и одеяла. Спать вовсе не обязательно – главное, не мешать остальным. 

Германия

Мест в детских садах в Германии катастрофически не хватает, особенно в крупных городах. Попасть туда – тот еще квест. Предпочтение отдают одиноким работающим мамам, родителям-студентам, малообеспеченным семьям. У матери-домохозяйки шансов определить чадо в сад меньше всего. 

«К маленьким детям немцы относятся спокойно, не носятся с ними как с писаной торбой. Запачкал одежду? Ничего страшного. Наелся песка? Само выйдет. Уборку делают уборщицы по окончании рабочего дня. Понятно, если ребенок насвинячил, то он участвует в ликвидации последствий. К чему тут относятся трепетно, так это к приватности. Отдавая ребенка в детский сад, придется подписывать кучу бумаг: кто может забирать малыша, можно ли использовать его фото, вызывать ему врача и такдалее», - рассказывает Марина, переехавшая в Германию десять лет назад.  

Ребенка уважают как личность и поощряют самостоятельность. Он свободен в своих поступках и решениях, но должен придерживаться четких правил. Дети в группах разные по возрасту. Делятся они только на время занятий. Каждый сам выбирает, что будет есть и пить. Главное тут — научить себя обслуживать. Воспитатели только наблюдают и подключаются, если что-то идет не так. Старшие здесь помогают младшим, это считается нормой. 

Примечателен, тот факт, что дети здесь гуляют в любую погоду, и наличие соплей - не повод оставить ребенка дома. Это нормальная реакция организма – так формируется иммунитет. 

Нидерланды

Официальный декретный отпуск в Нидерландах - всего 4 месяца. Поэтому большинство детей попадают в сад в очень раннем возрасте. Все садики здесь платные. Если оба родителя работают, государство частично оплачивает садик для их детей. Дети посещают его до 4 лет, а потом идут в школу. Большинство садиков работают не по какой-то конкретной программе, чаще за ребенком просто присматривают, создавая обстановку, максимально приближенную к домашней.

Примерно с двух лет детей начинают понемногу готовить к школе. В основном стараются привить навыки, а не вложить информацию. Главное, чтобы дети умели учиться: слушать, отвечать, анализировать и задавать вопросы

Япония и Китай

Главное условие приема в учреждения дошкольной системы Японии — и мама, и папа должны работать. Если вы не работаете- занимайтесь воспитанием своих дети сами. Декрет длится не больше года, дальше многие японки предпочитают найти сад и выйти на работу. В садике с малышами занимаются самые разные педагоги, упор делается на развивающее занятия. 

«В нашей группе около 12 человек, на них — 6 воспитателей, то есть по 2 ребенка на одного взрослого. У спящих детей до 2 лет каждые 15 минут проверяют дыхание, а тех, кто уснул на животе, переворачивают на спину. Садик сам покупает ту молочную смесь, которую малыш предпочитает. Учитываются аллергии, и не дают те продукты, которые нельзя», - рассказывает Людмила, живущая семьей в Японии. 

В Китае дети начинают ходить в сад в 3 года. Так как в этой стране культ образования, то тут крайне важно, в какой детский сад ходит малыш, потому что от этого зависит, в какую школу он пойдет дальше, в какой институт и где будет работать. Можно сказать, детский сад сразу определяет судьбу. Что касается быта, то для китайского детского сада самое главное- постоянный доступ свежего воздуха. Китайцы лучше наденут кучу одежды, попросят детей спасть в одежде, чем перекроют им «свежий кислород». 

Южная Корея

Отдельного внимания в вопросах воспитания заслуживает Южная Корея. Южнокорейские мамы не боятся отправлять в садик грудничка на общесадовском автобусе. Здесь детей принимают с трех месяцев жизни. Это связано с тем, что декрет в Корее длится только три месяца. В самого начала дети учат английский и едят на обед «взрослую» и богатую специями традиционную пищу. В школах английский тоже обязательно присутствует, но основное обучение идет, все же, на корейском.

Садики открываются к 8 утра. Около 9 часов по домам ездит автобус, и собирает деток. 3-4 летних детей усаживают в кресла и пристегивают, грудничков укладывают в специальные детские кресла, и под наблюдением сопровождающих автобус везет детвору в садик.

В группах максимум 6-7 человек. Режим, занятия по расписанию и множество развивающих упражнений. Детей также возят на пикники, в театры или музеи, в парки. Дети в садиках почти не гуляют. Для прогулок нет территории.

Израиль  

Как известно, в Израиле отношение к детям особое. Кажется, что весь мир крутиться именно вокруг них. «Все лучшее детям» - это как раз про Израиль. 

Детей в сад отдают с трех месяцев – именно столько длится для женщины декрет. По закону образование в Израиле для детей бесплатное только с трех лет. У кого дети младше –обязан за сад платить. Эти сады бывают нескольких видов. Большие сады имеют группы по возрастам, в каждой по одной воспитательнице и няни.  Некоторые садики выполняют лишь функции присмотра. Для таких садов не обязательно педагогическое образование – главное стальные нервы и любовь к детям. В других садиках, напротив,  с детьми занимаются их развитием. 

После трех лет дети переходят в государственныйбесплатный садик. Там нет дневного сна, еда довольно скудная – никаких супов и горячего. На тридцать детей двое взрослых. Государственные сады бесплатны только до 14:00. А рабочий день в Израиле длится, как минимум, до 16:00. В садиках нет медсестер или какого-то медицинского персонала. Привести ребенка с небольшой температурой — нормальная практика. 

Плюсы наших детсадов

После беглого обзора мировых практик устройства детских садов, понимаешь, что в России не все так плохо. 

Во-первых, питание. Оно вполне сбалансированное, обязательный суп и горячее. Как оказалось, далеко не во всех странах «запариваются» приготовлением горячих блюд, предпочитая перекусы. 

Во-вторых, в приличном отечественном саду воспитатели все-таки стараются следить за тем, чтобы ребенок не «купался» в грязи или не рвал одежду, если ему этого просто захотелось. Дома – пожалуйста. Конечно, в этом есть некое ущемления свободы, а с другой стороны наш менталитет не подразумевает вседозволенность в воспитании, а скорее склоняется к неким рамкам.  

В-третьих, российский детский сад подразумевает множество функций по развитию, воспитанию, оздоровлению ребёнка. В сад приходит много «нулевых» детей, которые порой не умеют есть самостоятельно, не «просятся в туалет», я не говорю уже об умении правильно держать карандаш или застегивать кофточку. Детский сад становится для многих детей местом, где их всем научили, а если еще повезло с воспитателями, то родители всего за полгода могут увидеть колоссальный прогресс в развитии собственного ребенка. 

В-четвертых, режим. Каких-то странах ребенок сам решает, когда ему спать, есть или играть. Но четырехлетний малыш ещё не может самостоятельно организовать свой день и делать все в балансе – для этого рядом должны быть взрослые, которые понимают, что послеобеденный сон, вероятно, хорошо скажется на маленьком организме и его нервная система успеет отдохнуть и восстановиться за эти пару часов.  

Объективные минусы

Слабая сторона отечественной садовской системы – на 25-30 детей приходится один воспитатель и одна няня. А это такие же люди, как и мы, Они - не супергерои, у них всего по два глаза, по две руки, у них может болеть голова или внезапно подняться давление. Почему-то принято считать, что такое соотношение детей и взрослых – вполне нормально. Между тем в Китае за 30–35 малышами присматривают четыре человека плюс помощник. В Великобритании в муниципальном саду в группе не больше 15 человек.  В США максимальное количество детей в группе — 24–25, при этом в группе одновременно работает три-четыре воспитателя.

«С детьми мало занимаются, ребенок у них плачет, приходит домой грязный, потеряли игрушку…» - эти и другие претензии регулярно предъявляют воспитателям. Давайте будем честны сами с собой. Собрать даже двух родных детей на прогулку в хладное время года – то еще удовольствие. А если таких малышей у вас не два, 25, и далеко не все умеют одеваться и обуваться? 

И другой момент. Если ваш ребенок совсем не хочет учиться рисовать крючочки, и получается у него плохо, сколько вы времени готовы потратить на то, чтобы убедить его в необходимости приложить старание? К каждомуребёнку нужен индивидуальный подход, но он возможет если детей 15 в группе, и очень затруднен, если их почти 30. 

Поэтому наши сады, в которых воспитатели, чтобы не потерять контроль над ситуацией, применяют командный тон общения, повышают при этом голос, предпочитают четкий распорядок и дисциплину – это наша данность, с которой нам придется мириться, по-другому, это просто не будет работать. 

Выход один и он очевиден – группы должно быть или меньше, или воспитателей должно быть одновременно хотя бы двое, тогда претензии родителей по поводу того, что ребенок хотел в туалет и никто этого не заметил, будут вполне оправданы. А еще, мы часто забываем, что наши дети нужны прежде всего нам, и их развитие – это прежде всего наша задача, а только потом уже государственного учреждения, в котором, к сожалению, работают самые разные воспитатели: те, которые от Бога и те, которые «так получилось». 

 

715 просмотров


Комментарии

Написать
Комментарии >



Подписывайтесь на RIAKCHR в Одноклассниках Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Вступайте в сообщество RIAKCHR в “ВКонтакте” Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Вступайте в сообщество RIAKCHR в “Telegram” Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.
Принять