СКФО Дагестан приступает к модернизации ключевой насосной станции СКФО На Ставрополье снизилось количество детей-сирот и неблагополучных семей Актуально В КЧР продолжается реализация основных направлений нацпроекта «Культура» Актуально Как сделать оплату в общественном транспорте выгодной и технологичной Актуально Слет добровольцев СКФО – 2024 стартовал в КЧР

Gollu: новый взгляд на традиционную музыку

19.12.2023 3945
Gollu: новый взгляд на традиционную музыку

19 ДЕКАБРЯ. ЧЕРКЕССК “Традиционная культура, включая и музыку, должна стать привычной частью нашей жизни”, — считают музыканты группы Gollu. Благодаря Азнауру ТоторкуловуМадине Лайпановой, Тенгизу Биджиеву и Шамилю Узденову карачаевский фольклор в XXI веке зазвучал по-особенному. Как собрался коллектив, какой концепт присутствует в его творчестве, что повлияло на переосмысление этнической музыки — об этом редакция РИА “Карачаево-Черкесия” поговорила с руководителем группы Азнауром

- Расскажите, пожалуйста, о названии вашей группы. Что значит “Gollu”?

- Название коллектива — это прямая отсылка к традициям наших предков. Само название возникло как привязка к логотипу, который был выбран в виде символа. Он связан с войлочным ковроделием — старинным карачаево-балкарским промыслом. На полотна из войлока часто пришивали аппликации из войлока другого цвета. Одной из таких был и традиционный орнамент “кюн кёзю” – солнечный глаз. Нам очень хотелось, чтобы была некая связь с солнцем. Поэтому сначала был выбран логотип, а после него было утверждено производное название группы. Голлу – это танец в день весеннего равноденствия, а еще и новый год, цикл новой жизни. 

лого.jpg

- Как собралась группа? Как вы нашли близких по духу людей и объединились в один коллектив? 

- Как проект мы существуем с 2016 года, как музыкальный коллектив — с 2020. Сперва я познакомился с Тенгизом, мы с ним вместе работали. Он тоже давно увлекался традиционной культурой в целом, а я уже занимался этим проектом. Немного позднее к нам присоединилась Мадина, моя нынешняя супруга. Какое-то время мы обсуждали возможность совместного творчества, потом стали собираться вдвоем-втроем и музицировать. Затем к нам пришел и Шамиль, с которым мы познакомились и стали общаться ВКонтакте. Ему была очень интересна флейта, так мы постепенно подключили к репетициям и его.

Как группа Gollu мы стали играть позднее, в 2020 году, после моей знаковой поездки в Нальчик. Тогда я гостил у своих друзей, исполняющих кабардинские народные песни. Можно сказать, именно они и подтолкнули меня к созданию группы, говоря о том, чтобы я перестал уже заниматься исследовательской деятельностью и занялся, наконец, практикой. По возвращению оттуда я нашел помещение, и мы приступили к репетициям уже как музыкальная группа. 

- Къыл къобуз (смычковый инструмент), сыбызгъы(флейта), харс (трещотка), къалакъ харс(колотушка) — это старинные карачаевские музыкальные инструменты с уникальным звучанием, которые редко где можно увидеть, разве что в качестве музейного экспоната. Как вам удалось их воссоздать?

- Действительно, на сегодняшний день традиция игры на этих инструментах прервалась. С 2016 по 2018 год я занимался сбором информации о них, реконструкцией и обучением игре. Я искал информацию в музейных фондах, частных коллекциях, изучал всевозможные фотографии в архивах. Изготовив самый первый наш инструмент самостоятельно (это был къыл къобуз), я понял, что у меня нет времени заниматься и исследованиями традиционной музыкальной культуры, и непосредственно ее исполнением. Поэтому я выбрал практику и делегировал создание инструментов мастеру из Карелии — Виталию Целобёнку. Он занимается изготовлением финских и русских музыкальных инструментов, и ему было очень интересно заняться нашим проектом. 

Виталий сделал для нас 5-6 инструментов, с ним мы сотрудничаем и на данный момент. Важно, что инструменты мы постепенно модернизировали, и первые их экземпляры разительно отличаются от тех, на которых мы играем сейчас. 

къыл къобуз (1).jpg

- Как вы учились играть на них? Где вы нашли ноты? 

- Это интересная история. Наш коллектив — это два юриста и два строителя. Мадина окончила музыкальную школу, но профессиональных музыкантов среди нас нет. Поэтому и процесс обучения был своеобразным. Сложность заключалась также и в том, что ни нотных записей игры на старинных инструментах, используемых нами, ни тем более аудиозаписей, не сохранилось. Единственное, что у нас было, — это 20 наигрышей старинных карачаево-балкарских песен от известного композитора Сергея Танеева, которые записал для него балкарский князь Исмаил Урусбиев в 1885 году. И при обучении мы опирались именно на эти наигрыши. 

У меня был опыт игр на гитаре, поэтому я старался на слух подбирать мелодии на къыл къобуз. В течение полугода я ежедневно практиковался и в итоге научился. Затем у меня получилось вывести мелодию и на втором инструменте — на флейте. Но когда к проекту присоединилась Мадина в 2017 году, она пересмотрела всю нашу технику. Так мы выстроили новый подход к реконструкции игры. 

- Какова основная идея вашей музыки? Какой у нее посыл?

- Он неоднократно менялся по мере развития нашего творчества. Но довольно продолжительное время посыл заключен в том, что традиционная музыка, как и традиционная культура и национальный язык — это то, что должно быть частью современной жизни. Нет необходимости в некой экзотизации горцев и горянок — мы не должны создавать образ, которого не существует, привязывая его к костюмам, позам, местам. Это все вредит искусству и эстетике музыки. 

У нас нет конкретной цели - привлечь слушателя к фольклору. Я считаю, что если делать все качественно и со вкусом, и так, чтобы это отзывалось, то люди сами проявляют интерес, вливаются в этот поток и начинают интересоваться этнической культурой.

группа4.jpg

- Что повлияло на ваше музыкальное восприятие и вкус?

- Это покажется удивительным, но мне с самого детства хотелось собрать рок-коллектив. Постепенно мой музыкальный вкус становился все более жесткий, я заинтересовался экстремальной и экспериментальной рок-музыкой. Это были разные пост-метал, блэк-метал группы, всевозможные неофолк-группы. Но именно осознанное прослушивание музыки началось с группы Fall of Efrafa. В их творчестве есть то, чем в свое время меня привлекла традиционная музыка, — это концептуальность, когда музыка может рассказать некую историю. Их творчество выстроено вокруг книги “Обитатели холмов” Ричарда Адамса. По сути, это детская книжка про приключения кроликов, но музыканты переосмыслили ее как противостояние личности и государства. В свое время я был очень сильно этим поражен, и поэтому меня заинтересовала концептуальность в музыке. Когда понимаешь, что каждая песня рассказывает историю, это несколько изменяет отношение к фольклору и музыке в целом. И здорово, когда окружающую реальность песни описывают через метафору. 

Также на мое музыкальное восприятие повлияло творчество выдающегося балкарского исполнителя XX века Омара Отарова. Впервые я услышал его лишь в 2015 году, и меня шокировало, что народная музыка может звучать так. У него свой почерк и своя манера исполнения — некий синтез академического исполнения и традиционной музыки. Отаров запустил целую плеяду карачаевских и балкарских музыкантов, которые подражали ему. Моя любимая композиция у него — “Бекмырзала, Къайсынла”. Это историко-героическая песнь о походе балкарских князей на Имеретию.

- В 2023 году вышел ваш дебютный альбом под названием “Джаз” (“Caz”), что с карачаевского языка переводится как “весна”. В нем 12 композиций, прекрасно исполненных в единой стилистике. Планируете ли вы привнести что-то новое в свою музыку? Например, добавить ударные?

- Долгое время мы старались играть строго в определенном направлении, не отклоняясь от оригинала композиций. Мы считали, что максимально близки к традиционному звучанию, но сейчас я понимаю, что в каждой песне есть много от нас самих. Проанализировав это, я понял, что мы с самого начала делали собственные  аранжировки. 

Мне не нравятся рамки, в которые мы себя загоняли, но есть эстетика, которой хотим придерживаться и дальше. Например, использовать только акустические инструменты. Но поскольку я всегда был под большим влиянием ирландской и критской этнической музыки, мне кажется интересным попробовать добавить бубен или барабан, звучание которых очень гармонично в названных музыкальных плоскостях.

Поэтому мы начали экспериментировать. В рамках календарной концепции мы хотим выпустить следующий альбом “Джай” (в переводе с карач. — лето, прим. ред.) в 2 частях. Я думаю, в нем мы будем звучать по-новому.  

- Какой вы видите группу через 5, 10 лет? В каком направлении вы хотите двигаться?

- Я вижу нас экспериментирующими со звучанием, но придерживающимися своего фирменного стиля. Кроме того, мы планируем снимать и фильмы. Мне кажется, видео — это одна из плоскостей, где можно выгодно показать традиционную музыку.

группа.jpg

 

3945 просмотров


Комментарии

Написать
Комментарии >



Подписывайтесь на RIAKCHR в Одноклассниках Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Вступайте в сообщество RIAKCHR в “ВКонтакте” Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Вступайте в сообщество RIAKCHR в “Telegram” Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный