27 АПРЕЛЯ.КЧР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 января 1944 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками, старшему лейтенанту гвардии Дмитрию Старикову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Дмитрий Александрович Стариков – командир звена 11-го гвардейского истребительного авиационного полка 1-й минно-торпедной дивизии Военно-воздушных сил Черноморского флота гвардии.
Родился 1 мая 1921 года в городе Гулькевичи Краснодарского края в семье рабочего. Окончил аэроклуб в городе Черкесск.
В Военно-морском флоте с 1939 года. В 1941 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище. В боях Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Особо отличился на штурмовых действиях по войскам противника в районе Перекопа в 1941 году и по прикрытию военно-морской базы Туапсе в 1942 году.
Летом 1941 года сержант Д.Стариков прибыл в 32-й, впоследствии 11-й гвардейский истребительный авиационный полк Военно-воздушных сил Черноморского флота, а 29 июля впервые поднялся на выполнение боевого задания.
В каждом боевом вылете постигал Д.А. Стариков сложную профессию лётчика-истребителя, учился у старших товарищей, уже отличившихся в воздушных боях. В каждом вылете шлифовал он своё лётное мастерство, внося в него новые, свои элементы тактики.
В период обороны Крыма и Севастополя сержант Д.А. Стариков совершил 113 боевых вылетов, провёл 8 воздушных боёв, выполнил 25 штурмовок вражеских войск и позиций. За проявленную отвагу и мужество ему присвоили звание младшего лейтенанта.
В ноябре 1941 года полк перебазировался на Кавказ для изучения и освоения новой материальной части. Одновременно, став командиром звена, он анализирует бои, проведённые в Крыму, изучает тактику немецких лётчиков, лётно-тактические данные их самолётов, разрабатывает новые варианты боёв, и 17 июля 1942 года на его счету появляется первый сбитый вражеский самолёт.
Летом 1942 года немецкие войска начали наступление на Майкопском направлении. В этот день их авиация совершила ряд массированных налётов на Туапсе. На полевом аэродроме, где базировался 32-й авиационный полк, не смолкал гул моторов. В течение недели Д.А. Стариков сбил четыре вражеских самолёта.
В конце 1942 года полк перебазировался в Грузию для изучения и освоения нового истребителя. Здесь же, за боевые заслуги в период обороны Крыма, Севастополя, военно-морских баз Новороссийска и Туапсе приказом Народного Комисссара Военно-морского флота СССР весной 1943 года полк был переименован в 11-й гвардейский.
И вот он снова на фронте, под Геленджиком. И опять боевые дежурства, вылеты по тревоге, бои. Здесь Д.А. Стариков встретился с новинкой немецкой авиационной техники — истребителем FW-190. Встретился и сбил его точным снайперским ударом.
В этот день к берегам Крыма на перехват вражеских транспортов вышли наши торпедные катера. С воздуха их прикрывали 18 истребителей. Стремясь помешать боевой работе наших катерников, немцы подняли в воздух десятки FW-190. Несмотря на более чем тройное численное превосходство в воздухе, противник не сумел спасти свои суда от смертельных ударов наших торпедных катеров. Кроме того, не досчитался и нескольких своих самолётов. Два из них уничтожил гвардии старший лейтенант Д.А. Стариков.
В ноябре 1943 года полк перебазировался на один из аэродромов Скадовска, что на юге Херсонской области. До вражеских войск, укрепившихся на правом берегу Днепра, было 60 километров. Примерно столько же — до противника, закупоренного в Крыму. Расстояние наложило особый отпечаток на боевую работу гвардейцев. Зона действия истребителей стала значительно больше, чем на Кавказе. Они, прикрывая штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы, стали доходить до Румынии и даже Болгарии.
6 ноября 1943 года оказалось звёздным часом Д.А. Старикова. В этот день он уничтожил в воздушных боях сразу четыре вражеских самолёта. Такое даже тогда бывало нечасто. После возвращения из последнего вылета на аэродром, товарищи поздравили Д.А. Старикова с этой замечательной победой.
К январю 1944 года командир звена 11-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии старший лейтенант Д.А. Стариков совершил 399 боевых вылетов, в 26 воздушных боях сбил 11 самолётов противника.
Наша авиация блокировала морские и воздушные пути, соединяющие Крым с Румынией, топила в море вражеские транспорты, сбивала самолёты, на которых немцы перебрасывали в Крым подкрепление своим войскам. С рассвета и до позднего вечера не смолкал гул авиационных моторов на трёх аэродромах Скадовска. С врагом не сражался лишь Д.А. Стариков - командование поручило ему подготовку молодых авиаторов. Ничего не поделаешь, надо учить их воевать. И он учил, вкладывая в нужное, важное дело весь свой опыт и знания.
В середине марта 1944 года нашим войскам предстояло форсировать Днепр в нижнем его течение, освободить Херсон, комбинированным ударом с востока и северо-востока нанести удар по врагу в районе Николаева, с освобождением его выйти к Одессе. Но прежде, чем начать эту крупную военную операцию, необходимо было уничтожить вражескую авиацию на аэродромах Николаева. Эта задача была возложена на Скадовскую авиационную группу.
10 марта 1944 года в воздух поднялись две группы штурмовиков, сопровождаемых истребителями 11-го гвардейского авиационного полка. Им предстояло нанести удар по аэродрому Кульбакино в районе Николаева. Ещё до подхода к цели, наши самолёты были встречены большой группой FW-190 и Ме-109.
Несмотря на численное преимущество в воздухе, немцы не смогли помешать работе штурмовиков. Их зорко охраняли наши истребители, отсекая все атаки противника. Два самолёта сбил Б.М. Литвинчук. Отличился в этом бою и Д.А. Стариков. Когда группа Ме-109 бросилась на выходящий из атаки Ил-2, наперерез им устремился наш истребитель с бортовым номером "21". Молниеносный маневр, стремительная атака и "Мессер" рухнул на землю. В том же бою и та же участь постигла вскоре и второго.
Прошло несколько дней, и на борту истребителя Д.А. Старикова была нарисована уже 20-я звёздочка, означающая число сбитых им самолётов противника. А 21 марта 1944 года "Аэрокобру" с № 21 украсила 21-я звёздочка - символ очередной победы прославленного черноморского лётчика. И эта, 21-я победа была одержана им мастерски.
Высоко в небе к нашему аэродрому приближался немецкий самолёт-разведчик. Наперехват вылетел Д.А. Стариков. Инверсионный след подсказал, где находится враг. Это был многоцелевой Ме-110. Настигнув его, А. Стариков пошёл в атаку. Противник, не приняв боя, стал удирать, но от А.Старикова трудно уйти. Чтобы оторваться от него, Ме-110 круто спикировал. Д.А. Стариков не отставал. Испугавшись близости земли, немецкий пилот начал выводить самолёт из пикирования. В этот момент его и настиг пушечный залп, Ме-110 врезался в землю.
Это был его последний боевой вылет и последний сбитый им вражеский самолёт. Он снова принялся за обучение молодых лётчиков. К этому времени Д.А. Стариков совершил 479 боевых вылетов. В 51 воздушном бою сбил 21 самолёт лично и 6 - в составе группы.
2 октября 1945 года Дмитрий Александрович Стариков погиб в автомобильной катастрофе. Похоронен в братской могиле - некрополе в городском парке города Саки в Крыму.
Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями. Именем Героя названы школа № 4, а также улица в городе Черкесск. Обелиск установлен в городе Саки.
Комментарии