Актуально В День памяти и скорби Карачаево-Черкесия присоединилась ко Всероссийской акции «Минута молчания» Актуально Жители КЧР зажгли «Свечи памяти» в Парке Победы Актуально Писатель из КЧР Шахриза Богатырева участвует в Пекинской международной ярмарке Актуально Глава КЧР Рашид Темрезов возложил цветы к Вечному огню на Аллее Героев в республиканской столице Актуально В Картинной галерее столицы КЧР открылась выставка дипломных работ выпускников Колледжа культуры и искусств

Фламенко, кавказский шансон и черкесская аутентика 

31.01.2024 5540
Фламенко, кавказский шансон и черкесская аутентика 
31 ЯНВАРЯ. ЧЕРКЕССК. Творческий путь Тимура Китова насчитывает немало троп – музыка фламенко, мелодии Альберта Узденова, создание саундтреков к фильмам, кавказский шансон, черкесская аутентика… Сейчас благодаря авторскому подходу Тимура многие этнические мелодии Кавказа заиграли по-особенному. Как говорит сам музыкант, его цель – показать красоту традиционной музыки всему миру. Обо всём этом и не только читайте в нашем материале о композиторе. 

- Тимур, расскажите, пожалуйста, о себе и своем пути. С чего началось увлечение музыкой? 

- Родился в Москве. На Кавказ моя семья переехала, когда мне было примерно 11 лет. В Черкесске я закончил школу, затем отучился в КЧГТА на менеджера. 

Музыкой я стал увлекаться с самого детства. Я слышал, как играли на гитаре, и мне всегда хотелось уметь так же. Примерно в 12-летнем возрасте у меня это получилось — один из родственников обучил меня азам, и самой первой я сыграл мелодию из песни Альберта Узденова. К 20 годам я уже хорошо играл, но понимал, что мне не хватало базы. Будучи уже взрослым, я поступил в музыкальную школу. Через год мне наскучило классическое обучение, и я ушел заниматься сам — с той поры постоянно учусь чему-то новому.

В музыкальной бизнес я попал в 2004 году. После того, как подыгрывал на концерте Альви Альтамирову, меня пригласили в Нальчик, чтобы записать гитарный альбом. Его так и не записали, но научили работать в музыкальных редакторах. В 2005 году я начал работу в студии Звук-М с самого ее появления в Доме радио Черкесска (к чему я тоже был причастен). С тех пор продолжаю заниматься музыкальным производством — уже почти 20 лет. 

Сейчас я живу в Турции. У меня появился отличный шанс погрузиться в музыкальную культуру этой страны, и я воспользовался предложением и теперь изучаю традиционную турецкую музыку.  Она другая, непривычная для слуха, и процесс адаптации к ней занимает много времени. 

- Какая музыка повлияла на вас больше всего? 

- Это музыка 70-х годов. Усиленно заниматься гитарой я начал, услышав Пако де Лусия — икону в музыке фламенко. Непревзойденный мастер! А еще группа «Генезис» и Питер Гэбриэл, особенно его собственная музыка, в том числе и к фильмам.

Полюбить кавказскую народную музыку меня заставили Аслан Дудар — его альбом традиционной кабардинской музыки меня просто перевернул; Анзор Увижев — великолепный музыкант, известный своим мастерством в смешении современных музыкальных жанров и народной музыки; Зубер Еуаз и его записи традиционных инструментов; Замудин Гучев — человек, возрождающий культурную традицию западного Кавказа.  

- Вы играете на многих музыкальных инструментах: аутентичные народные, струнные, смычковые, ударные, клавиши… Мы потеряли счет где-то на пятом, просматривая видео в соцсетях. Сколько их вообще? И какой ваш любимый?

photo_2024-01-27_21-29-34.jpg

- Я думаю, что если на инструменте есть струны, то я обязательно что-нибудь сыграю на нем. Но действительно хорошие отношения у меня с гитарой, так как я начал с нее и лучше прочих ей владею. 

- Вы писали музыку для многих кавказских исполнителей — Александр Гум, Рустам Нахушев, Мурат Тхагалегов, Султан Лагучев… Как-то на глазах у виртуальной публики вы записали шуточный трек “Не было беды” в схожей с артистами стилистике, который стал хитом. В чем феномен кавказского шансона, на ваш взгляд? Почему он так популярен не только на Кавказе, но и в целом в России? 

- В случае с “Не было беды”, мне кажется, шутка просто вышла из-под контроля. Я вообще не думал о том, что кто-то воспримет это не как иронию, а всерьез. Но в итоге получилось достаточно убедительно, и людям понравилось.

А популярность кавказского шансона связана, на мой взгляд, с тем, что эта музыка максимальна близка к народу. И достаточно свежа в жанровом смысле, чтобы люди на нее положительно реагировали. 

- Как вы пришли к народной музыке?

- В начале своего творческого пути я был полностью увлечен музыкой фламенко, научился играть достаточно непростые произведения именно в этом стиле. А потом, услышав альбом Аслана Дудара, я понял, что этническая музыка — это не только та, что играется на свадьбах, а еще и гигантский культурный пласт, который должны услышать как можно больше людей. 

- Расскажите, пожалуйста, об альбоме “Лес”. Как родилась идея записать этнические композиции именно в такой древесной концепции?

- “Лес” появился во время ковидного локдауна. Было много свободного времени, и я записывал по одному проекту в день. Почему деревья? В черкесской культуре особое отношение к ним, их даже делят на злые и добрые (хорошие). Мне захотелось озвучить эту идею. Я консультировался у историка и музыканта Заура Нагоева, ему известно очень много интересных культурных нюансов, которыми он охотно делится. Так, я постарался передать в музыке настроение того или иного дерева. 

Screenshot_4.jpg

- Нельзя не упомянуть и о вашем актерском опыте — вы играли батюшку в сериале “Чики”. Как это было? Планируете ли вы сниматься в дальнейшем?

- Все произошло случайно. Во время съемок сериала я был в Нальчике, и мои друзья, узнав, что нужен актер, сказали мне. А я воспринял это как шанс познакомиться с режиссером Эдуардом Оганесяном, и попробовать предложить ему свою музыку к фильму.  Познакомился — чудесный человек. Написал — моя музыка там в паре сцен. 

Было забавно. Никогда прежде я не играл нигде, к тому же, надо было быть похожим на батюшку. У меня была длинная борода и длинные волосы — визуально подошел. Вроде все хорошо получилось. Сниматься и дальше в планы не входит, но, кто знает… 

photo_2024-01-27_21-29-26.jpg

- Одна из ваших масштабных работ — музыка к фильму “Испытание аулом”, расскажите и о ней. Как вообще композиторы пишут музыку для кино — читая сценарий или синопсис, или смотрят уже отснятый материал?

- Вместе с продюсером Артуром Наймановым мы несколько месяцев плотно работали над каждой сценой. Было непросто, так как это полнометражная картина. Но в итоге музыка очень хорошо подчеркнула сюжет, судя по многочисленным отзывам. 

Чтобы понимать настроение картины, нужно читать сценарий, конечно же. Плюс скрупулезная совместная работа с режиссером и продюсером, так как фильм — это, прежде всего, их детище, и они понимают, какая именно музыка должна звучать в кадре. Но бывает по-разному, иногда и на готовый материал пишется музыкальное сопровождение. 

- Какой проект из всех ваших работ вам запомнился больше всего и почему? Какой ваш любимый? Какой был самый сложный?

- Самый сложный, пожалуй, — саундтрек к “Испытанию аулом”, было очень много работы. Любимый — “Она ушла” Александра Гума. А запомнился больше всех проект с Рафаэлем Кортесом — это гигант в музыке фламенко. Мне посчастливилось поработать над его альбомом при участии популярного певца из Испании Питинго и легендарного перкуссиониста Рани Крижи, который участвует в работе таких артистов, как Стинг, например. 

- У обывателей свои критерии оценки успешности музыканта: получение каких-то наград или участие в крупном проекте. А какое самое большое достижение в музыке, по вашему мнению? 

- Самое большое достижение, на мой взгляд, это когда твою музыку слушают и через 10 лет после ее выхода. То есть что-то такое, что может звучать долго, и может быть актуальным долгое время. К этому я и стремлюсь. 

- Над чем вы сейчас работаете? И каким вы видите себя в будущем?

- Сейчас я работаю над новыми проектами и ищу новые голоса. Всецело этим занят. 

В будущем вижу себя занятым любимым делом.

photo_2024-01-27_21-29-19.jpg


5540 просмотров


Комментарии

Написать
Комментарии >



Подписывайтесь на RIAKCHR в Одноклассниках Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Вступайте в сообщество RIAKCHR в “ВКонтакте” Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Вступайте в сообщество RIAKCHR в “Telegram” Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный