СКФО Дзюдоист из Ингушетии стал бронзовым призером чемпионата Европы — 2021 СКФО В Чечне прошли Всероссийские соревнования по боксу Актуально Большой и малый пруд парка «Зелёный остров» в столице Карачаево-Черкесии планируют очистить Актуально В Карачаево-Черкесии организована серия выездных образовательных совещаний с фермерами Карачаево-Черкесии СКФО В Ставрополе оперативно устраняют последствия ураганного ветра

Феминизм на Кавказе: за и против

01.11.2021 1113
Феминизм на Кавказе: за и против

1 НОЯБРЯ. ЧЕРКЕССК. Все попытки заговорить о феминизме на Кавказе, как правило, заканчиваются горячими спорами сторонников и противников этого явления.  «У женщин достаточно прав, живите по адатам, и проблем не будет» — говорят одни. «Женщины на Кавказе по-прежнему не имеют права выбора, позвольте им самим выбирать себе мужа, профессию, увлечения» — говорят другие. Мы попытались собрать разные позиции, услышать их аргументацию, ведь в таком сложном вопросе не может быть однозначного ответа, это было бы слишком однобоко  и необъективно. 

В начале нужно прояснить, что такое "феминизм". Надеемся все согласятся, что это не ругательство. «Определений» у понятия, ну очень много, и все они разные: «борьба за право занимать избирательные должности», «право на образование», «право носить какую угодно одежду» и т.д. Но также есть люди, которые считают, что данное определение носит радикальный характер: «женщины выше мужчин». Иногда доходит и до абсурда: неистовое желание ткнуть людей носом, и показать «гендерное равенство» или даже превосходство посредством волос на теле женщины.

Поэтому, зачастую сами женщины путают понятия феминизма и матриархата. Тем самым они вводят в заблуждение себя и окружающих. Феминизм – это борьба с дискриминацией женщин в обществе.

Также необходимо понимать, что феминизм на Кавказе и где-нибудь в центральной России отличается. Во-первых, многие не понимают, что такое Кавказ. Видеть, слышать и читать о Кавказе в соц. сетях или по телевизору — это одно, а вырасти здесь, понимая все нюансы общественного устройства — это совсем другое. Феминизм на Кавказе достаточно ограниченный, латентный и легко подавляемый.

«На девушек, живущих на Кавказе, ввиду специфики региона, может быть оказано некое давление. Практически каждой вселяют чувство тревожности за каждое неверное слово или действие. Здесь люди больше зависят от общественного мнения, и им крайне важно, что подумают родственники, соседи и даже абсолютно незнакомые люди. Порой складывается впечатление, что единственная задача родителей – это просто «передержать» некоторое время дочерей дома, не заботясь об интересах и творческом или любом другом отличным от школьной программы развитии, пока не подойдет брачный возраст, после чего они с гордостью могут передать их, с безупречной репутацией и книгой рецептов в дом супруга», - рассказала руководитель проекта «Amshtah» Алина Хутова.

Понятно, что нельзя взять и просто обобщить весь кавказский регион и стричь все отдельно взятые семьи под одну гребенку. В настоящий момент есть такие кавказские семьи, в которых свободы выбора и равноправия намного больше, чем в среднестатистических российских семьях. Но опять же, свобода жизни — понятие весьма растяжимое.

На Кавказе есть несколько регуляторов жизни общества - адаты (обычаи, которые сформировались еще до религии), сама религия – ислам, которая играет большую роль на Кавказе, а также ментальность народа, от которой никуда не денешься.

«Адаты в большинстве случаев несут в себе пользу: уважение к старшим, правильно поведение с детьми, женщинами и мужчинами, чистота девушек до свадьбы, достойное поведение парней. Но, всегда есть «но», в настоящее время адаты- это сущее проявление двуличия по отношению к женскому полу.

Например: мужчина убил свою жену. Да, мужчину будут судить по нормам российского законодательства, но общество порицать его практически не будет, так как какую бы подлость не совершил мужчина, он может скинуть вину на жену тем, что она ему изменяла, опорочила честь семьи и т.д. И все единогласно затараторят - «так ей и надо». Или мужчина поднимает руку на жену, она в слезах уходит к родителям, они ее примут на неделю и потом со словами «пора и честь знать, возвращайся к мужу, а то родственники плохо подумают», или «иди доченька, потерпи ради детей», или чтобы семью не позорить. И женщина возвращается.

A если парень уже с юных лет ведет разгульный образ жизни, то ему ничего не будет. Потому что это парень, и он волен проживать свою жизнь как ему вздумается. Затем он может остепениться и выбрать себе в супруги скромную, даже «ветром не тронутую» девушку. К сожалению, личные интересы и ментальное здоровье девушек в некоторых кавсказских семьях мало кого интересуют», – добавила А. Хутова.

Также примеры с образованием – девушкам с детства зачастую навязывают модель домохозяйки, хранящая домашний очаг. Да, это неплохо, ведь не все должны быть докторами, полицейскими, предпринимательницами. Но если у девочки талант, то почему ей нужно себя закапывать? Некоторые родители не особо заинтересованы в успехах дочерей, сколько известных кавказских девушек шахматисток, кикбоксерш, даже покорителей Эвереста! Но они не пользуются в народе тем авторитетом и уважением, как мужчины.

В общем, примеров гендерной дискриминации очень много: начиная с банальной помощи по дому (мальчикам не положено) и классического «вы же девочки, будущие жены», заканчивая насильственными браками и нежеланием принимать женщин на работу.

Естественно, многие не согласятся с такой точкой зрения, назвав ее радикальной, а само явление — ненужным и искусственным. 

«Кавказ — самый много национальный и многоконфессиональной регион РФ. Такого разнообразия культур, традиций и истории на столь относительно малой территории, пожалуй, нет во всей огромной России. Но издалека этого не видно из-за стереотипов, которые и до сих пор имеют место быть. Соцсети, СМИ и телевидение всячески способствуют этому.

Если говорить про феминизм, то я считаю, что это движение полностью себя изжило. В начале своего появления оно боролось с достаточно насущными проблемами, но в последствии феминизм  превратился в некую «субстанцию», состоящую из притянутых за уши фактов, бессмысленных споров, криков и стремлением доказать, что все мужчины вокруг диктаторы и эксплуататоры.

Если говорить про феминизм на Кавказе, то он обрастает здесь более страшными мифами. Для начала повторюсь, что Кавказ - многонациональный народ, и у каждого из них свои взгляды на права женщин. Но хочу заметить, что большинство кавказских народов с большим уважением относятся к женщинам, так как именно женщина является  продолжательницей рода (что очень важно для малых народов). С женщиной считаются практически на равных (в сферах, где не важна сила и выносливость), в семье она является и другом, и помощником, и советником для своего мужа (так же и муж для своей жены).

Считается, что все успехи, все достижения или наоборот неудачи в жизни мужа зависели и зависят от жены: Мудрая жена  = успешный муж (если он даже тупой как осел.), а если наоборот , каким бы не был успешным мужчина до женитьбы , то в конце все будет плачевно в жизни и в семье.

Я считаю, что этот вопрос очень сложный и требует более детального и тонкого рассмотрения. Не нужно обобщать и всех стричь под одну гребёнку (разные народы - разные традиции). Я могу говорить лишь за свой народ, и на данный момент это движение лишнее, оно ведёт только к заблуждению. Лишает молодых девушек своего мнения и они начинают видеть в мужчинах только зло. Для нас есть более насущные проблемы, в такое тяжёлое время, чем спор, кто будет готовить или убираться в доме», - рассказал администратор новостного Telegram-канала «Адыгэ Хэку/Черкесия» Тимур Гучетль.

Существует также мнение, что мужчинам нужно больше бояться своей слабости, а не усиления позиции женщин, если мужчина способен неси ответственность за свою семью, то вопрос феминизма вообще не встает. 

«Само выражение «феминизм на Кавказе» звучит как оксюморон, противоречащее самому себе понятие. В силу исторических процессов, религиозного влияния, а также обособленности кавказских народов, в этом регионе консервативный устой жизни сохранился в большей степени, чем в других областях постсоветского пространства. Безусловно, такое положение вещей несёт в себе неоспоримые позитивные тенденции в обществе, такие как устойчивость к ассимиляции и глобализации, сохранение своего языка, культуры и элементов национального быта. Но кроме этого, сложно отрицать, что на Кавказе существуют и пережитки прошлого, которым нет места в современном мире.

Одним из таких примеров является уничижительное отношение к женщине, которое порицается как исламом, так и христианством. Но тем не менее по сей день имеет место в кавказском обществе. Несмотря на то, что я сам являюсь человеком консервативных взглядов и сторонником патриархата, должен признать, что проблема действительно существует, и причины её возникновения мне предельно понятны.

Согласно адатам или же традициям кавказских народов, патриархат означает полную ответственность мужчины за семью, близких, а также свой народ. Именно мужчина должен возложить на себя тяжкое бремя заботы об окружающем его мире и личным примером показывать лучшие стороны своего воспитания. Но когда по каким-то причинам мужчина не может или не хочет быть ответственным за всё происходящее в жизни его семьи, то он пытается переложить свои обязательства на других, в частности на женщину. По его пониманию, она становится виновата во всех бедах, позорит народ и является причиной его личных неудач. Чаще всего в таких ситуациях мужчина апеллирует к патриархату, пытаясь оказать давление на женщину и показать тем самым её более низкий статус в обществе.

Это и есть то самое искажение понятий о котором я упоминал выше, ведь патриархат — это прежде всего личная ответственность мужчины. И если общество нездорово, имеет ряд изъянов и недостатков, то мужчине стоит в первую очередь задать вопрос себе «Почему я это допустил?» и только после этого винить окружающих его женщин. Мужчинам нужно больше бояться своей слабости, чем усиления позиции женщин. Я искренне верю в то, что если мужчина находится на своём месте, то и всё вокруг него взаимодействует правильно», - рассказал администратор популярного ютуб-канала DAIV.

Другая собеседница нашего агентства уверена, что на Кавказе нужно развивать не феминизм, а воспитывать у женщин чувство собственного достоинства, просвещать и образовывать их, а также оказывать социальную поддержку при необходимости. 

«Сегодня буду говорить, как жительница Ингушетии. Здесь есть как сторонники, так и ярые противники феминизма. Что неудивительно, учитывая провокационные идеи, которые принесло с собой это движение, в частности, его третья волна.

На Кавказе немало проблем, требующих решений, в отношении женщин. Как и по всей стране и в мире в целом. И на протяжении столетий Кавказ справлялся с ними. Что-то требовало больше времени, что-то меньше. Но общество меняется и отрицать это глупо.

Скажу на примере нашей республики. В начале прошлого века моя бабушка не смогла окончить школу. После первого класса ей пришлось оставить учёбу из-за упрека одного из родственников. В те времена девочки редко учились. Но уже её дочери в советское время смогли окончить высшие учебные заведения страны по самым разным специальностям. А сегодня я, её внучка, не только имею диплом на руках, но продолжая получать новые знания, работать, а также заниматься общественной деятельностью.

Или другой пример. Ещё недавно разведённой ингушской женщине сложно было вновь выйти удачно замуж и иметь полноценную счастливую семью. Как правило, максимум, на что она могла рассчитывать в повторном замужестве - это разведённый или вдовец, нередко с детьми или в летах. Но сегодня разведëнные молодые женщины выходят замуж, руководствуясь собственным выбором. При этом нередко за парней, которые ранее не состояли в браке. Представить такое, учитывая ингушские адаты, совсем недавно было почти невозможно. Подобная ситуация грозила страшным скандалом. Но за последние 20 лет вектор мышления молодежи сместился в сторону преимущественно исламского подхода и ситуация кардинально изменилась.

Таких примеров много. И в основе этих изменений лежит не феминизм, а чувство собственного достоинства и справедливости. Восьмой год наша женская общественная организация занимается реализацией социальных проектов, направленных на помощь, просвещение, досуг женщин. При этом я не являются сторонницей феминизма. Я сторонница вышеупомянутых человеческих ценностей. И этого достаточно, чтобы работать над улучшением положения женщин», - подытожила руководитель КПУ "Ираз" Аза Дидигова.

На Кавказе феминизм продвигается медленно, но верно. Женщины становятся более агрессивными по отношению к тем, кто их ущемляет. Видя, как женщины в нашем регионе начинают беспокоиться о себе, а не только о том, «что скажут другие», как они не боятся говорить о своих женских проблемах, можно предположить, что в скором времени каждая женщина сможет осознать свою ценность и возражать, когда ее что-то не устраивает. И это не будет порицаться обществом.

Материал подготовил в рамках Школы межэтнической журналистики Алина Дзыба.

1113 просмотров


Комментарии

Написать
Комментарии >
Умар Текеев, начальник службы радиовещания ГТРК Карачаево-Черкесия, заместитель председателя регионального отделения общественной организации "Союз журналистов России"
Карамурзин Рамазан Леонович председатель Ассоциациии крестьянско-фермерских хозяйств Карачаевского района, Глава КФХ



Подписывайтесь на RIAKCHR в Одноклассниках Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Вступайте в сообщество RIAKCHR в “ВКонтакте” Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный