Актуально КЧР с рабочим визитом посетил руководитель Росреестра Олег Скуфинский СКФО На Ставрополье планируют закупить 45 новых троллейбусов СКФО Более 12 тысяч учеников сдадут ЕГЭ в Дагестане в 2024 году СКФО Детский тотальный диктант прошел в одном из городов Северной Осетии СКФО Активисты из клуба "Альтаир" В КБР успешно поднялись на гору Нартия

Этапы возрождения современного казачества на примере КЧР

14.10.2015 1222
Этапы возрождения современного казачества на примере КЧР
КАЗАЧЕСТВО14 ОКТЯБРЯ. КЧР. Возрождение современного российского казачества неразрывно связано с перестройкой, развернувшейся в СССР в конце 1980-х гг. Перестройка высвободила огромную копившуюся десятилетиями человеческую энергию, дала мощный толчок развитию общественной самодеятельности масс, положила начало многим масштабным демократическим реформам. В эти годы в регионах страны начали стихийно создаваться общественные объединения граждан, в том числе на этнонациональной и конфессиональной основе. На собраниях, митингах граждан и в СМИ открыто и активно стали подниматься и обсуждаться вопросы геноцида народов СССР, реабилитации репрессированных народов, повышения статуса отдельных народов в иерархии национально-государственных образований, выхода той или иной территории из состава Российской Федерации. В регионах России, в том числе в Карачаево-Черкесии, началось активное религиозное строительство, своеобразный религиозный ренессанс, возведение многочисленных храмов, монастырей и мечетей, обязательное присутствие священнослужителей в президиумах любых мало-мальски значимых светских мероприятий и освящение ими этих мероприятий и т.п. Казачество с воодушевлением восприняло горбачевскую перестройку и заявленные ею демократические преобразования и свободы, увидев в этом возможность своего этнического и духовного возрождения. По стране стихийно стали создаваться казачьи объединения граждан, которые активно нарабатывали связи с центрами казачьего движения в Краснодаре и Москве. Проводились сборы (казачьи Круги) и определялись лидеры движения. Историки по-разному толкуют время создания такого феномена как казачество – одни с появлением православия на Руси, другие – задолго до того. Однако все сходятся на том, что начало казакам положили наиболее свободолюбивые, не терпевшие рабства и никакой зависимости люди, бежавшие на пустынные приграничные земли России не по прихоти человеческой, а по целому ряду социальных, политических, религиозных причин [1]]. Формальным началом официального возрождения современного российского казачества, можно считать момент проведения в Москве 28-30 июня 1990 г. Большого казачьего круга – учредительного съезда Союза казаков России, где были представители всех казачьих областей страны. Большой казачий круг положил начало новой общественной патриотической организации, поставивший перед собой задачи сохранения, изучения, развития и пропаганды культурно-исторического наследия, ратных и трудовых традиций казачества, борьбы за его историческую реабилитацию [2]]. Сходы казаков стали проводиться на всей территории нашей страны, а 14 июля 1990 г. в г. Черкесске, в здании областного драматического театра состоялся учредительный съезд Верхнекубанского казачьего круга, придавший легитимность и организованность борьбе казачества Карачаево-Черкесии за свое возрождение. 26 апреля 1991 г. был принят Федеральный Закон «О реабилитации репрессированных народов», согласно которому казаки были признаны репрессированной исторически сложившиеся культурно-этнической общностью людей, в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида [3]]. Впоследствии были приняты ряд законов, постановлений и распоряжений, касающиеся дальнейшей реабилитации казаков и казачества[4]]. 15 июня1992 г. вышел указ президента РФ «О мерах по реализации Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов в отношении казачества», в котором, в частности, Президент РФ постановил: «в целях восстановления исторической справедливости в отношении казачества, его реабилитации как исторически сложившейся культурно-этнической общности… Осудить проводившуюся партийно-государственную политику репрессий, произвола и беззакония в отношении казачества и его отдельных представителей» [5]]. 24 апреля 1994 г. было принято Постановление Правительства РФ № 355 «О концепции государственной политики по отношению к казачеству», которое утвердило «Основные положения концепции государственной политики по отношению к казачеству» и концепцию «Возрождения традиционной для России государственной службы казачества является одним из элементов становления новой российской государственности, укрепления ее безопасности». Данным Постановлением были утверждены примерные положения о государственной службе казачества, приведен исчерпывающий перечень видов государственной службы российского казачества: служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, служба по охране государственной границы, таможенная служба, служба в оперативных частях Внутренних войск МВД России, служба по охране общественного порядка, охранная служба по сопровождению грузов и объектов государственного и важного народно-хозяйственного значения, егерская и иная природоохранная служба. В дальнейшем, правовая и организационная основы государственной службы казачества были более детально определены Федеральным законом N 154-ФЗ от 5 декабря 2005 г. «О государственной службе российского казачества» [6]]. Наши исследования позволяют выделить три основных этапа возрождения казачества Карачаево-Черкесии: 1) Первый этап – конец 1980-х нач. 1990-х гг. Это этап самоидентификации казаков, консолидации казачества, формирования казачьих объединений. В этот период под напором горбачевской перестройки разваливается советская система тоталитарного партийно-государственного управления. Государство, пораженное глубоким системным кризисом, перестает выполнять свои основные функции, адекватно реагировать на запросы граждан и вызовы времени. В стране, в том числе на Северном Кавказе, нарастает волна преступности, сепаратизма, бандитизма, других социальных атавизмов. Резко возрастает вынужденная массовая миграция «нетитульных» народов в целях самосохранения из мест их постоянного жительства, в том числе из Карачаево-Черкесии. Естественной ответной реакцией на такие условия стала самоидентификация казаков, формирование казачьих объединений. 14 июля 1990 г. в г. Черкесске проводится учредительный съезд Верхнекубанского казачьего круга, создается региональная казачья общественная организация. Борьба казачества Карачаево-Черкесии за свою реабилитацию и возрождение приобретает легитимный, организованный характер. 2) Второй этап возрождения казачества берет начало, по-нашему мнению, с 26 апреля 1991 г. – дня подписания Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Ельциным Закона «О реабилитации репрессированных народов», ставшего правовой основой деятельности общественных казачьих организаций. Согласно ст. 2 Закона казаки были признаны репрессированной исторически сложившейся культурно-этнической общностью людей [7]]. С этого момента подъем казачьего движения на Кубани носит целенаправленный характер с четко выраженными формами: идеология – православие, власть – казачье самоуправление и государственная (в т.ч. военная) служба Отечеству. Совершенствуется структура и организация управления казачьим движением в стране и республике через штабы регионов и правления обществ. 3) Третий этап возрождения казачества начинается с принятия Президентом РФ Д.А. Медведевым 3 июля 2008 г. новой Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, поднявший эту работу на качественно новый уровень. Современная история Верхнекубанского казачества, представленного в настоящее время, в основном Баталпашинским казачьим отделом и частично Баталпашинским союзом казаков, ярко отражает этнополитические и конфессиональные аспекты возрождения казачества и его участия в стабилизации общественно-политической ситуации на Северном Кавказе, в частности в Карачаево-Черкесии. Баталпашинский казачий отдел – структурное подразделение Кубанского казачьего войска, насчитывает в своих рядах более 3 тыс. реестровых казаков, имеет 2 городских, 4 районных, 9 станичных, 5 хуторских казачьих обществ. В 1997 г. внесен в государственный реестр России. Баталпашинский казачий отдел занял важное место в социальной структуре Карачаево-Черкесской Республики и Северокавказского региона, выполняет важные общественно значимые функции, является серьезным стабилизирующим фактором внутренней жизни субъекта РФ. Казаки Верхнекубанского казачества активно участвуют в межэтническом и межрегиональном сотрудничестве, охране государственной границы РФ, в обеспечении законности и правопорядка в станицах и хуторах, в военно-патриотическом воспитании молодежи. На всех этапах реабилитации казачества, его духовного возрождения важная роль отводилась религиозной составляющей этого многогранного процесса в лице русского православия. Все эти годы Православная церковь как и в прежние, смутные, времена по-отечески заботливо окормляла свою паству, служила казачеству надежной духовной опорой, твердым нравственным стержнем и выверенным жизненным ориентиром. В своем Обращении к казачеству от 28 мая 1996 г. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, в частности подчеркнул: «Сегодня перед Казачеством вновь открывается возможность служить Вере и Отечеству. Закончилось время испытаний и забвения преданного служения казачества Государству Российскому. Мы надеемся на Ваше участие в возрождении не только своих исторических земель, но и России в целом. Пусть будет славен казак не только службой земной, но и неустанным служением Господу Богу и святой Православной Церкви, ибо без этого невозможно будет подлинное возрождение казака-воина, землепашца и первопроходца...» [8]]. Сегодня есть все основания утверждать – возрождение Верхнекубанского казачества Карачаево-Черкесии состоялось. Казаки занимают достойное место среди народов республики, полноценно представлены в органах государственной и муниципальной власти и управления, имеют необходимые условия для изучения и сохранения своей самобытной истории и традиционной культуры, языка и вероисповедания, организации и развития казачьего уклада жизни, сельскохозяйственного производства и промыслов, обучения и воспитания молодежи на славных примерах казаков старших поколений. Задача теперь заключается в том, чтобы не останавливаться на достигнутом, а продолжать и качественно улучшать работу по возрождению казачества. Все необходимые условия для этого есть, и на федеральном и на региональном уровне. Проведенные нами исследования свидетельствуют о необходимости дальнейшего всестороннего изучения и анализа этнополитического и конфессионального аспекта процессов возрождения казачества и других народов Карачаево-Черкесии, происходящих в регионе в постсоветский период. Извлечения из этого соответствующих уроков, выстраивания выверенных и стабильных межнациональных, межконфессиональных отношений в регионе. Обеспечения на этой основе сбалансированной политики экономического и духовного возрождения всех народов республики и успешной реализации курса на всестороннюю модернизацию общества и государства. Кубанское Казачье войско
1222 просмотров


Комментарии

Написать
Комментарии >



Подписывайтесь на RIAKCHR в Одноклассниках Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Вступайте в сообщество RIAKCHR в “ВКонтакте” Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Вступайте в сообщество RIAKCHR в “Telegram” Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный