СКФО На выборах главы Чеченской Республики победил Рамзан Кадыров СКФО В Ингушетии выявлено больше всего теневых работников СКФО Избирком Дагестана опубликовал итоги выборов в Народное Собрание республики СКФО Избирком Ставропольского края признал нарушения на участке №1085 в Пятигорске СКФО Жителя Кабардино-Балкарии нашли мертвым в реке Баксан

«Для меня большая честь – стать частью создаваемого нового кино-индустриального Северного Кавказа», – Л.Балагова

06.09.2021 429
«Для меня большая честь – стать частью создаваемого нового кино-индустриального Северного Кавказа», – Л.Балагова

3 СЕНТЯБРЯ. ЧЕРКЕССК. Президент Российско-Британского Международного Кинофестиваля ИРИДА и Музыкального Фестиваля «Мелодии Кавказской Ривьеры», поэт, сценарист, продюсер Любовь Балагова про кино в отдалённых регионах России и не только.

Любовь Балагова рассказала корреспонденту РИА «Карачаево-Черкесия» Эльдару Биджиеву, как снять малобюджетный фильм на камеру телефона, о том, что из себя представляют новое российское и якутское кино, почему следует уделить внимание развитию кино на Северном Кавказе и есть ли будущее кинематографа КЧР. А также про музыкальный фестиваль «Мелодии Кавказской Ривьеры», который с 2020 года проходит так же в Сочи, представляя уникальную музыкальную культуру нашего региона.

- Начнем с кинофестиваля. Расскажите, как возникла идея создания Российско-Британского Международного Кинофестиваля?

- Российско-Британский кинофестиваль — это зеркало моей души. Это не заказной кинофестиваль, он возник в моем сердце из осознания того, что разделять наши страны, Россию и Великобританию, нельзя. Россия - моя Родина, но по случаю обстоятельств я оказалась в Великобритании, как и огромная российская диаспора. Нас - русскоязычных объединяет общая любовь к России и желание удержать ее в груди, где бы мы не находились. Это сильное стремление к тому, чтобы в той стране, где мы проживаем, узнали о красоте нашей, не побоюсь этого слова, великой многострадальной страны.

Создание кинофестиваля – это возведение моста, по которому я воссоединяю разорванные страны в это странное время. Мне помогают это делать люди, которые не равнодушны, и у которых есть понимание необходимости удержания мира в единстве и целостности. Я ощущаю себя мостом, соединяющим разорванные творческие души, и это основное. С профессиональной точки зрения, наш кинофестиваль — это настоящий стартап для многих молодых кинопроизводителей из России и Великобритании.

Заявив о себе у нас, обладатели наград СИФФА находят своих дистрибьюторов, продюсеров. Мы им предоставляем возможность выйти к европейскому и мировому зрителю.

- В мире создаются много кинофестивалей, чем отличается ваш кинофестиваль от других?

- В последние тридцать лет я редко пропускала основные кинофестивали в Западной Европе, на Ближнем Востоке и в России. Я обратила внимание на то, что они политизированы и не всегда «справедливы» в выборе фильмов. Ведь кинофестивали являются сильнейшими медиа-правителями. Я не зря употребила слово «правитель». Информация, заложенная в кино, правит умами зрителей. В моих интересах было создание фестиваля без политики, что является большой редкостью на сегодняшний день в любой сфере, не только в нашей индустрии. Именно поэтому мой проект поддержали МИД РФ, Российское посольство в Великобритании и Министерстве культуры РФ.

В период организации первого Российско-Британского Международного Кинофестиваля я задала планку. Мы сделали так, чтобы на нашей площадке не звучали политические контраргументы, и нам не важно, какая страна представляет фильм. Главное, чтобы он нёс свет, соответственно основывался на хорошей истории.

Я старого склада человек, у меня советский бэкграунд в самом лучшем его смысле. Я за то, чтобы кино обучало добру, взаимопониманию, терпимости друг к другу и взаимоуважению. Мы не принимаем фильмы, несущие агрессию, противопоставление народов, рас, конфессий и культур. Мы за единство разностей и противоположностей. Если же эти фильмы сняты в социо- и этно-духовной культуре, вот, что делает его для нас бесценным.

Но кроме такого общего направления кинофестиваля, у нас также развивается отдельное направление – «Фокус на регион», где мы представляем лучшие фильмы из Северо-Кавказского региона.

Если вы внимательно изучите программу кинофестиваля, то заметите также, что мы особое внимание уделяем фильмам, освещающим проблемы экологии. Для понимания концепции фестиваля это также важная точка опоры. Созидающий мир, но не разрушающий, и человек в нем правит, и только от него зависит то, что является условием выживания человечества.

- Любовь Хазреталиевна, какое оно новое российское кино, на Ваш взгляд? Получил ли росфильм признание на Западе?

- Лучшие образцы советских фильмов были сняты не для того, чтобы произвести впечатление на иностранцев, сюжеты повествований были взяты из нашей повседневной жизни, абсолютно обыденные истории.

Вспомним фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Для СССР этот фильм стал лидером проката. Его посмотрело около 90 миллионов зрителей. Он не устаревает и сегодня. Но этот фильм, который так полюбился зрителям СССР также был удостоен Оскара в 1981 году в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», позже и Государственной Премии СССР. Я ходила по Мосфильму, остановилась у музея наград, чтобы отдать дань уважения мастерам. Ни один из награжденных за границей фильмов нельзя не посмотреть и не остаться неудовлетворенным.

Вспомните фильмы Сергея Бондарчука… Понимаете, эти фильмы – это мы, без прикрас и масок. Это наши эмоции. Парадоксально ли, что они же являются всечеловеческим достоянием, ведь они несут абсолютную универсальность в себе. Это в Европе популярно. Есть фестивали, где охотно показывают русское советское кино, включая Канны и БАФТА и Киноклассику. Последнее показывает только советские фильмы!

Современное российское кино чаще всего пытается подражать Западу. Иногда глаза режут и слух убивают элементы чуждые нашей культуре. Но они обязательно встроены в канву полотна. Или посмотрите на эти шоу на телевидении! Все «скатано» с западноевропейского формата. Это иногда неприятно. Когда на фестивали отправляют блокбастеры с искусственным сюжетом, не имеющим отношения к многонациональной российской культуре, такие фильмы не оцениваются, не отбираются. К примеру, мы хотим в оригинале услышать аутентичную историю маленького человека из Карачаево-Черкесии, Москвы, Наро-Фоминска или Грозного, изложенную талантливо. Не понятно, почему должен возникнуть интерес к фильму снятому на якобы российскую тему, но подведённую под формулу тематики европейского или американского кино.

На самом деле ни один человек не может сказать, каким должен быть фильм, чтобы он победил на международном фестивале. Но один факт неоспорим – тематика фильма должна быть оригинальной, привязанной к социо и этно-духовной культуре. Она должна быть правдивой и рассказана искренне с душой. Должна быть история, которая встревожит душу зрителя.

Рождаются люди, рождаются художники, которые видят по-своему, и надо им просто дать возможность реализовать свое видение. Для этого мы отбираем даже телефонное кино, не всегда лучшего качества. Но важно вдохновлять таланты и помогать им.

- Что можете сказать про такой феномен, как «якутское кино»?

- Конечно «якутское кино» – это абсолютный феномен. Удивительно также то, что кино прорывным выходит не из Москвы и Санкт-Петербурга, а именно из Якутии. Также следует обратить внимание на те условия, в которых эта замечательная Республика жила, в каких условиях живёт и как далеко находится от общепринятого эпицентра культуры РФ. И это прекрасно. Особенно в связи с фактом многокультурности страны, в которой мы живем.

Мы должны понимать, что центральными являются все части России, потому что мы все несем определенную духовную задачу, как нации. Пример Якутии и Кабардино-Балкарии разрушают стандарты восприятия России. Мы - многонациональная страна, где духовные источники распределены по всем разным уголкам. Давайте дадим возможность многонациональным многовековым культурам великой России развиваться в своих уголках. Разные видения, разные цвета, разные краски, разные звуки, непохожесть – прекрасны в своем единстве.

На самом первом нашем кинофестивале мы приняли якутский фильм "Бог Дьесегей", режиссера Сергея Потапова, который был удостоен Специального приза жюри. Это то, о чем я говорю. Они не пытаются подражать кому-либо, они показывают на чём основана их жизнь через историю и культуру своего народа, поэтому у дистрибьюторов загораются глаза, когда они слышат «якутское кино», даже не увидев еще фильма. Вот к чему стремится наш кинофестиваль.

Найти самобытные российские фильмы. Еще один пример, чтобы было понятно, о чем я говорю. «Я шагаю по Москве» — художественный фильм, снятый на киностудии «Мосфильм» режиссёром Георгием Данелией по сценарию Геннадия Шпаликова в 1963—1964 годах. Вот этнокультура, социум, индивидуальность. Это мы.

- Как Вы считаете, есть ли возможность у других субъектов РФ заявить о себе в мировом кино?

- Я частично ответила на этот вопрос. Я верю в наши регионы, я верю в нерассказанные истории. Ребята, не комплексуйте, снимайте кино! Я приглашаю экспертов, которые рассказывают, как ворваться в нашу индустрию, не обладая большими финансами. В этом году, раскрываю вам секрет, мы еще не объявляли, приедет Эллиот Гроув, создатель самого крупного кинофестиваля независимого кино в мире. Он нам предложит две лекции на тему, как снимать кино, практически не имея денег, и стать знаменитым. Став знаменитым, вы уже снимете большие фильмы с миллионными бюджетами. Он расскажет на конкретных примерах. Такой же шанс послушать крупного кинорежиссера, народного артиста Владимира Хотиненко в этом году. Это будут образовательные лекции. Приезжайте и слушайте их. Вы многое поймете.

- После Москвы, Санкт-Петербурга и Якутии в мире кино преуспела и Кабардино-Балкария, Ваша малая Родина. Как Вы думаете Александр Сокуров, открывая школу в КБР, осознавал, что результат его учеников будет оценён на самом высоком уровне?

- КБР — не моя малая родина. Это моя главная и самая большая родина. Это точка моей опоры. И я этого не стесняюсь. Я этим горжусь. Однажды, когда я начинала подготовку к кинофестивалю, мне один человек, посоветовал убрать из Ютуба все мои выступления на кабардинском языке и «замаскировать» место моего рождения! Тогда я ему сказала, что, если мне не удастся создать кинофестиваль будучи тем, кто я есть, то основанный на лжи кинофестиваль мне не нужен! И да, получилось то, что получилось! Как видите, мы шестой год в Сочи. В этом величие России, непонятое во всем мире!

Возвращаясь к вашему вопросу. Александр Сокуров – это великий кинорежиссёр, он, приехав в КБР, создал школу и на сегодняшний день мы видим, как выпускники этой школы получают призы на самых престижных Западно-Европейских кинофестивалях, включая Каннский. 

Нельзя сказать, что это связано только с тем, что их обучал великий учитель. НЕТ! Это ещё связано с огромным духовным потенциалом тех народов, которые проживают на Северном Кавказе. С тем потоком неудержным, который в душах наших людей! А.Сокуров раскрыл это окно и позволил этому потоку двигаться. Многовековое молчание древнейшего духа создало особую энергетику, которую нужно запускать в творение, в создание великих вещей, понимаете? Этим народам есть что сказать миру. Гениальность Сокурова заключается в том, что он это увидел и дал этому ход.

- Нравятся ли Вам работы учеников А.Сокурова?

- Я ещё не увидела великие произведения учеников великого мастера. Но перед нами, безусловно, талантливые молодые режиссеры, работающие с сильным и умелым продюсером. Их (Кантемир Балагов, Владимир Битоков, Кира Коваленко и др.) работы оценены высоко на международных кинофестивалях, с которыми уже многие годы плотно работает продюсер Александр Роднянский.

Но я очень рассчитываю на этих ребят и, надеюсь, что они снимут настоящие шедевры. Вокруг них существует атмосфера невысказанных сутей.

Я с большим интересом наблюдаю то, что они сейчас снимают, отношусь к этому с глубоким уважением, но то, что я хочу увидеть, они ещё не сняли.

- Вы присутствовали на Северо-Кавказском кинофоруме, который прошёл в Карачаево-Черкесии, увидели работы дебютантов. Есть ли на Ваш взгляд, будущее кинематографа в Карачаево-Черкесии и какое оно?

Абсолютно не сомневаюсь в том, что потенциал в Республике огромен. Если мечтаете снимать кино, не надо мечтать, просто снимайте! Вы и есть будущее Карачаево-Черкесской Республики. Молодёжь должна говорить языком кино о том, что их тревожит и беспокоит – это и есть развитие. Бойтесь быть неискренними, бойтесь не слушать свое сердце. И ничего больше не должно вас останавливать.

- Ранее министр культуры КЧР Зураб Агирбов заявил, что в Карачаево-Черкесии в 2021 году планируют открыть киностудию. Готовы ли Вы стать вторым Сокуровым для Карачаево-Черкесии, поскольку Ваши знания и опыт могут помочь юным деятелям кино в КЧР?!

- Спасибо огромное за такую высокую оценку моей скромной деятельности. Я могу вам помочь, с удовольствием буду приезжать и привозить профессоров со всего мира в Карачаево-Черкесию, чтобы они читали лекции и вдохновляли новых молодых деятелей кино. С большим удовольствием готова этому поспособствовать, поскольку Карачаево-Черкесия - часть моей Родины. Я готова проводить Дни СИФФА в Карачаево-Черкесской Республике, и создавать на базе кинофестиваля Школу кино.

- Что по Вашему мнению, Северный Кавказ может предложить миру кино?

- Вековое молчание народов Северного Кавказа, потрясающая история, не всегда лицеприятная, поскольку наполнена болью, разрушением, потерей, как и у всех народов мира. Культура Северного Кавказа уникальна, она наполнена духовностью, глубиной, национальным многоголосьем, уникальной мифологией – это всё не представлено, не высказано. Мир ждёт именно этого. Россия ждет этого. Только кино может снять границы между народами в России, привести к взаимопониманию и взаимоуважению. В России народы друг друга опасаются, не знают друг друга, не доверяют друг другу. Это нужно снимать, рассказывая о себе в кино. Следует отметить, что в таких фильмах герои должны говорить на своём родном языке, чтобы передавать целостно красоту этой части нашей прекрасной родины.

Очень важно, чтобы для молодёжи Северного Кавказа XXI век стал веком расцвета киноиндустрии, чтобы горделивое, многовековое молчание прервалось. Я буду горда, если смогу вдохновить своих соотечественников, и для меня большая честь – стать частью создаваемого нового кино-индустриального Северного Кавказа.

- Любовь Хазреталиевна, с чего следует начать юному кинорежиссёру, продюсеру или сценаристу, чтобы снять фильм?

- С острого желания взять в руку камеру! Вы берёте камеру и снимаете все, что попадается вам на пути. Снимайте то, что видите только вы, и никто другой; говорите языком кино с другими, с иными, не похожими на вас. Снимайте для себя, чтобы выразить свою душу, чтобы высказаться.

Если нет возможности нанять хороших операторов, нужно для начала взять свой телефон и снимать свое кино на нем. Пусть актёрами будут друзья, члены семьи, соседи – это не столь важно. Докричитесь до зрителя. Хотеть и лежать, мечтая, что когда-то с неба упадет удача в миллионной купюре не надо, надо снимать кино, надо дело делать! Самое главное - нужно иметь решительность. Это касается и продюсера и сценариста.

- Расскажите пожалуйста и о музыкальном фестивале «Мелодии Кавказской Ривьеры», без которого не обходится кинофестиваль.

- На самом деле музыкальный фестиваль всегда был частью нашего кинофестиваля, но с 2020 года нам удалось дать самостоятельную жизнь музыкальному фестивалю «Мелодии Кавказской Ривьеры», благодаря Гранту предоставленному Российским Фондом Культуры. Мы благодарны Министерству культуры РФ за такую поддержку.

Музыка всегда являлась важной частью моей жизни, мой супруг Мухадин Кандур, ветеран Голивуда, кинорежиссёр всегда сам писал музыку своим фильмам, мой старший сын Алим Кандур – профессиональный скрипач, Лауреат многих международных премий, и мой второй сын Казбек Кандур – студент бизнес-школы Университета Лондона, но он также на профессиональном уровне играет на виолончели. Поэтому 24 часа в сутки нашу жизнь наполняет музыка. И это естественно, что мы все стремились к созданию музыкального фестиваля.

Конечно, Сочи – это город очень больших музыкальных и других разных шоу-фестивалей, но наш музыкальный фестиваль «Мелодии Кавказской Ривьеры» прижился к городу со своей индивидуальностью, идентичностью; и город его полюбил и ждёт ежегодно. В прошлом году во время музыкального фестиваля мы были ограничены приглашать в концертные залы большое количество людей, но мы параллельно вели онлайн-вещания, и нас цифры просмотров изумляли. Просмотры некоторых мероприятий нашего музыкального кинофестиваля достигли 70-100 тысяч просмотров в течение недели.

- В финальной части интервью, хочется узнать про работу, которой Вы больше всего гордитесь?

-  Слово "гордость" звучит слишком по-западному. На западе, когда устраиваются на работу, себя «продают» такими важными словами. Может быть, это не свойственно нам, не та культура, не те ценности. 

Проживая жизнь, я заметила, что никто никогда не учит быть матерью. А я мама двух сыновей. Нас в университетах учат быть журналистами, докторами, операторами… но быть матерями не учат. Но меня преданно любили родители, мои братья, а потом мужчина, с которым я живу уже почти тридцать лет. Выбирая работу, потому я отталкивалась от любви. Воспитывая детей своих, я отталкивалась от любви. Я шла от любви и создавала от любви. Все, что я делала в жизни, я делала исключительно с любовью и только от любви. Писала книги, снимала фильмы от любви. Создала кинофестиваль от любви к свету и просветительству. Важны не награды. Важен месседж, который ты сможешь передать тем, кто рядом, и кто слышит тебя. Это не гордость. Это любовь.

429 просмотров


Комментарии

Написать
Комментарии >
Умар Текеев, начальник службы радиовещания ГТРК Карачаево-Черкесия, заместитель председателя регионального отделения общественной организации "Союз журналистов России"
Карамурзин Рамазан Леонович председатель Ассоциациии крестьянско-фермерских хозяйств Карачаевского района, Глава КФХ



Подписывайтесь на RIAKCHR в Одноклассниках Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Вступайте в сообщество RIAKCHR в “ВКонтакте” Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный