Специальная астрофизическая обсерватория Российской академии наук, расположенная в Карачаево-Черкесии, в текущем году отмечает свой полувековой юбилей, в связи с чем, научный объект, открыл свои двери для первой в своей истории художественной интервенции с международным участием, тем самым став одной из самых высокогорных арт-площадок в истории современного искусства.
Организаторами и сокураторами масштабного международного российско-австрийского художественного проекта космических инсталляций с одноименным названием "Обсерватория" выступили министерство культуры КЧР, Австрийский культурный форум в Москве при содействии GogovaFoundation и Section A Wien, Вена совместно с Бюро Федерального канцлера Австрийской Республики и САО РАН.
Кроме того, за пару дней до начала работы выставки, торжественная церемония открытия которой состоялась 15 октября, между Австрией и Россией был подписан договор о том, что 2017 год станет перекрестным годом туризма между странами.
Перспективы дальнейшего культурного взаимопроникновения на базе нового соглашения и почему именно научный центр наземных наблюдений на высоте 2100м стал местом проведения культурного форума, редакция РИА Карачаево-Черкесия поинтересовалась у атташе по культуре Австрийской Республики в Российской Федерации, директора Австрийского культурного форума в Москве и куратора проекта "Обсерватория" Симона Мраза.
- Мистер Симон, вы искусствовед и достаточно давно возглавляете Австрийский культурный форум. Почему вы фокусируетесь на работе с регионами?
- Да, я уже довольно давно занимаюсь культурными проектами в России. И я очень люблю русский регион. Думаю, это особенно интересно, потому что здесь находится реальное культурное сокровище, которое очень важно для инспирации художников. А приносить и предлагать проекты для художников – это моя работа. Австрийский культурный форум - это австрийский институт и наша работа это придумывать интересные совместные проекты.
- Как было принято решение провести форум в Карачаево-Черкесии? Это первый художественный проект Австрийской республики в этом регионе?
- Мы ранее познакомились с вашим бывшим министром культуры Мадиной Сергеевной Гоговой и ее сестрой, основателем фонда поддержки молодого искусства Марианой Сергеевной. Они мне рассказывали, откуда они. Я ничего не знал о Кавказе, мне было очень интересно. И они меня пригласили сюда, в Карачаево-Черкесию. Мы путешествовали в течение недели, и они мне показывали много разных мест. Даже только из всего, что я успел увидеть, можно было создать тысячи художественных и культурных проектов, но где-то надо было начать.
- Так почему же вы решили остановить свой выбор на обсерватории и представить арт-проекты именно здесь?
- Как только мы увидели это место, я влюбился. Оно уникально. Местная культура в сплетении с античной культурой аланов. На фоне этих исторических мест расположен научный центр - огромная обсерватория - очень важный объект в международном плане, но мы о нем ничего не знаем. И этот научный городок, такого у нас в Австрии, например, нет. Я думаю, что это сплетение культур и времен просто прекрасно.
Мы приехали сюда и договорились с руководством обсерватории. Это действительно совместный проект, потому что без людей, которые здесь работают, и поддерживали нас на протяжении всего творческого процесса, ничего бы не получилось. Это самое главное и самое красивое в этом проекте. Его реально реализовали ученые вместе с австрийскими и русскими художниками.
- Приходилось ли вам ранее организовывать культурные форумы на научных площадках?
- Нет. Это один из самых больших проектов, который мы реализовали в течение последних лет. И это, точно, очень специфичный проект, потому что раньше мы никогда не собирали на одной площадке ученных и художников. Даже изначально, создавая проект, у нас не было никакого конкретного плана. Когда мы начинали, мы допускали, что ученые и художники ближе, чем мы можем предположить, однако, все равно не знали, как это будет происходить, как они будут друг с другом общаться. Но все прошло очень хорошо.
- Что любителю искусства и простому обывателю следует ожидать от этой художественной выставки?
- Очень много разного. Мы пригласили сюда художников, работающих в совершенно разных жанрах современного искусства. Это молодые парни, девушки, которых мы ранее привозили сюда для инспирации, чтобы они могли сами посмотреть научный городок, проникнуться его атмосферой.
Это и инсталляции, и стрит-арт, и живописные работы, и фотографии и интерактивные медиа решения. Они размещены по всему научному городку. Те, кто пожелал, установили свои инсталляции в самой обсерватории, в соседней комнате от гигантского телескопа. Еще мы интегрировали в наш проект один из храмов аланского поселения. И думаем, нам это удалось.
Здесь ведь важно не только увидеть инсталляцию, но и понять, что автор в нее вложил. И если хотите понять работу до конца и увидеть вселенную глазами художника, то следует послушать, что он говорит про свое творение.
- За какой период удалось реализовать столь масштабный международный проект?
- Я здесь первый раз был около года назад. Затем был запущен достаточно сложный процесс. Мы начали приглашать художников, которые нам, как кураторам, казались интересными и могли предложить нечто специфичное, но образное. Как я и говорил, они тоже сами приезжали сюда, а потом в голове придумывали проекты. Некоторые из них работали над своими произведениями даже несколько месяцев, еще, будучи у себя дома, а есть и те, кто начал работать неделю назад, уже в Архызе. Каждый художник индивидуален, у каждого свой поход.
- Вы как эксперт, как оцениваете разницу между австрийским и российским искусством? Кому было легче вписать в местный ландшафт тематическую композицию?
- Надо понимать, что у произведений искусства нет национальности. Но в России и Европе разнится подход к искусству. В Европе художник – это профессия, которая развивается по налаженной системе. В России такой системы нет. Здесь нужно быть достаточно смелым, чтобы стать художником, потому что надо создавать свою линию развития. А что касается именно этой выставки, то для всех приглашенных художников, как австрийских, так и русских, это пространство и история, которую оно несет, было новым. Специфичность в том, что у них разный опыт работы: жизненный и художественный. У каждого свое мировосприятие, которое и влияет на конечный результат.
- Мистер Симон, что станет с инсталляциями в дальнейшем? Планируется ли представить их в другом пространстве?
- Изначально мы вместе с Мадиной Сергеевной и Марианой Сергеевной думали показать работы на площадках в Москве и Вене. Но сейчас совершенно точно понятно, что они все слишком специфичны. Они сделаны специально для Буково и обсерватории. Невозможно выносить их из этой площадки и показывать в другом пространстве. Они здесь и останутся.
- Можно ли считать, что это станет подарком Австрийского культурного форума астрофизической обсерватории на полувековой юбилей?
- Вы знаете, я бы не стал так говорить. Я думаю, наоборот. Это они сделали нам и художникам свой большой подарок, потому что они гостеприимно открыли свои пространства, позволили здесь работать и даже помогали нам в реализации творческих проектов. Лично для меня, это большой подарок, и я очень рад, что мне выпал уникальный шанс приехать сюда и познакомиться с новыми людьми. Я рад, что у нас все получилось, и мы все успели.
Комментарии