Актуально Предпринимателей КЧР приглашают обсудить финансовые сервисы для бизнеса Актуально Туристы из Карачаево-Черкесии стали реже читать в московском метро Актуально Почему грудное вскармливание – это важно и ценно  СКФО После капремонта открылась поликлиника №1 Георгиевской районной больницы СКФО В 2023 году жители Дагестана заключили более 6,5 тысяч социальных контрактов

Укрепление единства российской нации и поддержка этнокультурного развития народов КЧР – приоритетное направление работы министерства КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати - Е.Кратов

10.08.2015 1705
Укрепление единства российской нации и поддержка этнокультурного развития народов КЧР – приоритетное направление работы министерства КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати - Е.Кратов
кратовКарачаево-Черкесия – многонациональный регион, где в мире и согласии многие годы проживают разные народы России. Большую работу в части содействия гармонизации и развитию межнациональных отношений ведет министерство по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати Карачаево-Черкесии. Руководитель министерства Евгений Владимирович Кратов рассказал в интервью представителям республиканских СМИ о работе министерства, а также о состоянии межконфессиональных и межэтнических отношений в регионе и реализуемых программах в данном направлении. - Евгений Владимирович, какие направления министерство определяет приоритетными в своей деятельности и какие на территории региона реализуются профильные программы? - Министерство работает по нескольким направлениям. Приоритетным направлением является работа по гармонизации межнациональных отношений. В первом полугодии 2015 года была проведена достаточно насыщенная работа, очень много было сделано в этом направлении, также активно поддерживали нас СМИ. Ведется системная работа по реализации "Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года". Это базовый документ, на основании которого мы работаем. Инструментом его реализации является наша республиканская программа, которая так и называется "Реализация государственной национальной, конфессиональной, информационной политики в Карачаево-Черкесской Республике на 2014 – 2017 годы". Для реализации профильных мероприятий, направленных на гармонизацию межнациональных отношений, существует соответствующая одноименная подпрограмма. В рамках этой подпрограммы нам выделены средства из республиканского бюджета. Уже второй год мы получаем субсидии из федерального бюджета для проведения ряда базовых мероприятий, направленных на укрепление единства российской нации и поддержки этнокультурного развития народов нашей республики. Нами было принято стратегическое решение о том, что в реализации этих мероприятий должны принять непосредственное участие некоммерческие организации, национальные общественные организации и религиозные организации. Любая национальная общественная организации непосредственно представляет те задачи и нужды, которые стоят перед той или иной этнической группой. Как показала практика, мероприятия, проводимые этими организациями, несмотря на все сложные организационные моменты, достаточно эффективны. Они лучше воспринимаются населением, то есть не воспринимаются как официозные мероприятия и эффект очень высокий. Выделение средств на эти цели является своеобразной формой поддержки этих организаций, которые получает реальные средства, чтобы воплотить в жизнь свои программные начиная. - Какие нововведения предполагает работа, проводимая в рамках федеральной системы мониторинга, и какие принципиально новые возможности она дает? - Министерством проводится мониторинг, то есть комплекс мер, направленных на получение информации о социально-политической ситуации в республике и ситуации в этноконфессиональной сфере. Это и профильные социологические исследования и участие в федеральной системе мониторинга, которая заработала в этом году Это очень серьезная система. Разработан портал, который заполняется информацией о состоянии этноконфессиональных отношений вплоть до муниципалитетов. То есть в рамках такого портала сосредотачивается огромный объем информации, причем детализированной с анализом ситуаций, проблем, конфликтогенных факторов. В результате, становится возможным осуществлять анализ в масштабах федерации, в масштабах округов и в масштабах регионов. Работа очень сложная, серьезная, и мы уделили ей особое внимание. На сегодняшний день уже в полной мере участвуем в этом мониторинге и работаем по наполнению упомянутого федерального портала. - Кроме программных мероприятий, работает ли министерство напрямую с населением? - Конечно, такая работа ведется постоянно. В рамках поручения Главы республики Рашида Бориспиевича Темрезова была сформулирована жесткая установка руководителям органов муниципальной власти о проведении регулярных встреч с жителями республики, активом муниципальных городов и районов. Такие встречи проводятся на плановой основе, и за последние полугодие министерством проведено шесть таких встреч. У нас 12 муниципальных городов и районов, и за год мы успеваем провести выезды во все муниципальные образования. Каждый раз мы стараемся максимально выводить эти встречи за рамки официального общения. Перед нами стоит задача собрать информацию об имеющихся проблемах, а также донести до людей, что они могут пользоваться нашими ресурсами и возможностями. Также проводится целый комплекс конференций, семинаров, совещаний и "круглых столов". Такие площадки являются формой и способом среза общественного мнения, получения интерактива. Только за первое полугодие проведено 37 мероприятий, направленных на укрепление мира и согласия в нашем обществе. - Насколько налажено взаимодействие министерства с некоммерческими организациями, и в частности с общественными объединениями? - В этом плане у нас достаточно активная республика. В нашем управлении минюста зарегистрировано 696 некоммерческих организаций, из них 160 – религиозных, 69 - общественных, ставящих задачей защиту интересов того или иного народа, 43 отделения политических партий. То есть спектр достаточно широк. Мы поддерживаем максимальные открытые отношения с организациями по основным курсам конфессиональной и этнической направленности. Выделяем определенные, наиболее влиятельные организации и в приоритетном порядке работаем с ними. Вместе с тем мы оказываем поддержку любым другим республиканским организациям. - Какая финансовая поддержка оказывается этим организациям? - В последние годы поток средств, выделяемых на поддержку некоммерческих организации, расширился. Как минимум два региональных министерства этим занимаются: наше министерство и министерство труда и социального развития осуществляет распределение средств социально-ориентированным организациям. В прошлом году нами было распределено 1,5 миллиона рублей, получается на одно мероприятие 300 тысяч рублей. Я считаю, этого достаточно для проведения серьезного солидного мероприятия, а если еще и в расположении есть спонсорские средства, то это уже выход на международный уровень. Как я уже говорил, мы пытаемся изменить характер работы, понимая, что официозные мероприятия не так позитивно воспринимаются в общественной среде, как те, что проводятся общественными организациями. Поэтому мы пытаемся поддержать стихийные проекты, которые находятся в компетенции нашего министерства. Начали образовываться, писательские, читательские, литературные, поэтические клубы и сообщества, которым мы оказываем поддержку, хотя они не зарегистрированы. Республиканская библиотека, наши церкви становятся хорошей площадкой для таких структур. Как минимум три площадки у нас функционируют: молодежный читательский клуб, писательский клуб и литературно-поэтическое объединение, куда входят и наши барды, поэты. При этом их деятельность предполагают не только сбор и общение единомышленников, но также и выезды в различные социальные учреждения. То есть, это люди с активной жизненной позицией, и мы эту деятельность поддерживаем, делая все возможное, чтобы подпитать и максимально развить инициативу снизу. - Способствуют ли проведению работы по гармонизации этноконфессиональных отношений региональные СМИ? Какая работа ими ведется? - Нынешний год в КЧР объявлен Главой Карачаево-Черкесии Годом литературы, русского и родного языка. Особенную благодарность хочу выразить Карачаево-Черкесскому книжному издательству за издательство очень хорошей серьезной книги к 70-летию Великой Победы. Очень удачный проект. В этом году по поручению Главы КЧР Рашида Темрезова создан детский журнал "Теремок", который сейчас уже находится на последней стадии юридического оформления. Надеюсь что, до конца года мы увидим несколько его номеров. Хочется отметить, что в ходе встречи с главными редакторами региональных СМИ, которую проводил Глава региона в начале года, было принято решение по повышению гонорарного фонда, сейчас оно уже получило финансовое закрепление. За первое полугодие в печатных СМИ вышло более сотни статей, призванных способствовать гармонизации межнациональных отношений. Регулярные передачи этноконфессиональной направленности функционируют на телевизионных каналах, вещающих с территории республики. Если всю эту деятельность материализовать за последнее полугодие вышло 84 телепередачи советующей направленности, а это заполнение информационного пространства передачами, имеющими спрос. Анализ показывает, что спрос достаточно велик. - В любой отрасли возникают спорные вопросы. Сталкивалось ли Ваше министерство за последний период с подобными ситуациями? - Мы мониторим СМИ, интернет-ресурсы, активно участвуем во всех мероприятиях, которые проводят наши общественные организации и безусловно, бывают проблемы. Иногда они носят объективный характер, иногда субъективный. Останавлюсь на некоторых проблемах, которые поднимались общественниками. Так на отчетно-выборном съезде общественной организации "АдыгэХасэ", была поднята тема недостаточного представительства черкесов в органах власти республики, Было такое длинное послевкусие в виде статей на самых различных площадках. Учитывая , что тема резонансная, был проведен соответствующий анализ, и мы получили достаточно широкую информацию о национальном составе органов власти, в том числе и Народного Собрания, и администрации, министерств и ведомств. Я вас уверяю, что ситуация не на 100%, но с высокой степенью коррелирует с данными переписи 2010 года! Так по данным переписи представители черкесской национальности составляют 11,9% от общего населения республики. На сегодняшний день представители этого народа от общего числа сотрудников Администрации Главы и Правительства КЧР составляют 14,8%, в депутатском корпусе Народного Собрания (Парламента) КЧР -14%, в Правительстве республики, сюда входит Председатель Правительства, его заместители, министры, заместители министров - 15,6%, в республиканских органах исполнительной власти, то есть это все министерства и ведомства со всеми работниками, госслужащими - 16,5%. Таким образом, видно, что относительная численность сотрудников черкесской национальности , как в руководящем составе, так и среди рядовых сотрудников превышает относительную численность черкесов в составе населения республики. Поэтому заявления о нарушении баланса представительства народов республики в органах власти Карачаево-Черкесии не имеют оснований. Соответственно есть высокий риск перехода этой проблемы в область спекуляции, что в наших условиях, в нашей республике недопустимо. Важным вопросом является доведение чаяний, нужд, проблем тех или иных этнических групп до руководства республики. Во всех органах исполнительной власти, муниципалитетах создаются общественные советы, куда в обязательном порядке включаются представители общественных и религиозных организаций, понятно, что наиболее влиятельных, представляющих значительные слои населения. Лично Глава Карачаево-Черкесии имеет прямой контакт с представителями всех крупных религиозных и общественных организаций в республике, практикуются и прямые встречи в ходе которых можно довести любую проблему, в том числе пожаловаться на нерадивых чиновников. Рассчитывая на вашу аудиторию, хочу подчеркнуть, что у нас созданы достаточные условия для взаимодействия общественных и государственных структур. Чтобы эти площадки эффективно заработали нужно только одно: желание конструктивной работы и готовность к этой работе, потому что очень легко выйти на улицу и сказать, меня обижают, но очень сложно пойти и сделать что-то для того, чтобы в нашей республике жилось немножко лучше. Результаты мониторинга, который проводился разными, независимыми структурами подтверждают, что в республике отсутствует напряженность в межнациональных отношениях, со стороны федеральных органов власти также получена достаточно высокая оценка. Понятно и мы отдаем себе отчет, что в сфере межнациональных отношений нельзя расслабляться никогда, ни на секунду, потому что то, что сейчас стабильно и хорошо, завтра может быть изменено, то есть баланс может быть нарушен. Но если мы будем все вместе работать в одной упряжке, а мы готовы к этой работе, если что-то не доделываем, готовы и к критике и к обсуждению любых вопросов, то я думаю, что так мы сможем сохранить и развить то, что у нас сделано. А сделано немало…. - С 2014-2015 годов, начиная с Крымских событий, ситуация в стране меняется. Есть ли изменения в этой связи в деятельности министерства? - Очень важный момент. Гуманитарная отрасль соблазнительна тем, что можно сказать, призвать и ничего не сделать. Мы, к сожалению, с этим сталкивались очень часто. Мы и тогда понимали, что нужно укреплять, расширять, активизировать, но не было средств и структур, которые бы все это делали. За последние годы вы видите, что произошла полная революция в формировании государственной национальной политики. Сформирован конкретный орган, который отвечает за реализацию государственной программы – Федеральное агентство. Есть понимание, что федеральная власть сформировала структуру, достаточно жесткую, и обеспечивает поддержку в плане софинансирования. Если раньше взаимодействие с федеральным центром было только информационным, мы просто раз в год туда отсылали справочку, то сейчас у нас взаимодействиене просто значительно, но на порядок активизировалось. У нас есть ответственные на уровне федерации, у нас есть ответственные на уровне субъекта, муниципалитета. Создается жесткая вертикаль. Это совсем другая форма работы. От совершенно внезапного неструктурированного формата работы мы переходим к методичной плановой работе. Идет оценка ситуации, выявление больных узловых моментов и их отработка. - Чем будет заниматься ответственные на уровне муниципалитета? В чем заключаются его служебные обязанности? - Мы попросили закрепить заместителей глав администраций муниципалитетов, которые будут курировать данную область. Чтобы мы знали к кому обращаться, так как этот человек ближе к людям и к нему информация поступает быстрее. Его задачи – мониторинг ситуации, если возникает ситуация треб ющая оперативного вмешательства, эта информация сразу должна поступать к нам. Мы, в свою очередь, при проведении каких-то мероприятий, пытаемся минимизировать мероприятия в столице, стараемся выезжать на места. Нужны люди, с которыми мы проводили бы организационную работу на месте, это естественный процесс, это удобно. То есть на муниципальном уровне, это курирующий заместитель главы - специалист, который проводит первичную обработку этой информации. Эта первая ступень, на которой формируется информационный пакет о этноконфессиональных отношениях на месте. - При возникновении напряженных отношений в том или ином муниципалитете на кого будет ложиться ответственность? - Есть федеральный закон, по которому глава муниципалитета, района, республики несет персональную ответственность за состояние межэтнических отношений. При возникновении конфликта, как правило, он отрабатывается правоохранительными органами. Но потом нужно его локализовать, не допустить распространения. Здесь уже подключаются все структуры, которые обладают каким-то миротворческим потенциалом, которые могут выступить в роли арбитра, могут канализировать этот конфликт, направить его в правильное русло. Это институт старейшин, институт духовенства. Как правило, в такой ситуации надо сесть и просто поговорить, чтобы расстояние было хотя бы меньше метра, и 90 процентов вопросов так решаются. Это сложная система, и она не жесткая, она гибкая. Нет единого алгоритма к решению конфликта, в природе его не существует, и быть не может. Возникают разные ситуации, вопросы, требующие разного подхода. К счастью, за последний период подобных конфликтов у нас нет. - Если рассматривать работу министерства в былые годы и сейчас, то все вопросы у вас сейчас решаются административно. А министерство по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати – это, прежде всего, идеология. Есть ли в регионе актив, который при экстремальной ситуации мог бы оказать реальную помощь? Есть ли у вас талантливые ораторы и идеологи? - Я сразу оговорку делаю, чиновник - это чиновник, это, прежде всего, администратор. А если, к примеру, взять мусульманское духовенство, то в смысле талантливого идеолога и оратора совершенно справедливо упоминают Исмаила-хаджи Бостанова. Это, действительно, был титан, которого нам сегодня не хватает. Но здесь один момент: одного титана мало, нужна команда, много людей. Сейчас не могу сказать, что у нас есть такие люди как Исмаил-хаджи. Трудно сказать, что был такой же идеолог, авторитет за исключением Исмаила-хаджи Бердиева – это два соратника, две наших скалы, которые стояли у истоков формирования постсоветской уммы и муфтията. Вместе с тем можно посмотреть все передачи, проходящие на наших каналах, там работают молодые имамы, молодые священники, которые могут донести какую-то информацию. Я считаю, что они достойно продолжают дело, которое начинал Исмаил-хаджи. Они пытаются работать по-новому, они используют разные формы и методы работы. Также в муфтияте функционирует Совет алимов, куда подключили молодых ребят, которые получили хорошее образование, к мнению которых реально прислушивается молодежная среда, они не воспринимают их как чиновников. Если бы эту структуру создали чиновники, сомневаюсь, что она была бы востребована. А поскольку у этих людей хорошее качественное образование, они могут правильно сформулировать и донести требования Ислама к применению в реальной жизни. Я считаю что, это один их самых эффективных элементов, который позволяет молодому человеку осознать что, он может реализовать себя в рамках существующих, официальных структур. Большая ошибка заключается в том, что активной молодежи перекрывают социальные лифты. Это аксиома - если нет социальных лифтов - это повод для формирования протестного населения, и решения своих вопросов внеправовыми методами. Поэтому, это стратегическая задача, которую мы пытаемся сделать, чтобы люди могли свои духовные и этнические потребности реализовать в рамках действующего законодательства. - А как контролируется влияние другой религии, которая прикрывается исламом? Люди называют себя мусульманам, при этом у них совершенно другие идеи, взгляды, настрой. - Ответ очень простой, даже не подозреваете насколько. У нас эта ситуация обсуждалась в конце 90-х годов, когда была проблема ваххабизма. В Дагестане был принят соответствующий закон и у нас обсуждался этот вопрос, что надо тоже "запретить ваххабизм". Потом мы начали детально разбирать, что мы конкретно запрещаем? Выясняется, что верить в Бога запретить мы не можем, совершать намаз запретить мы не можем. Что нас не устраивает? Нас не устраивают вооруженные формирования, призывы к межнациональной межрелигиозной розни, призывы к свержению конституционного режима. Вот когда мы составили перечень, он на 100 процентов он совпал с действующим уголовным кодексом. Тогда мы подумали, зачем создавать новые законы или меры, тогда как есть четкий полный перечень того, что нельзя делать? Практика показывает, что чиновник должен знать до какой степени он должен вмешиваться. Общество очень консервативно, религия – самый консервативный институт, и чтобы в ней появились новые течения, нужны тысячелетия. Беспокоиться нужно о том, чтобы не было проблем для совершения человеком молитвы, какого мазхаба бы он не придерживался. Это его личный выбор. Но при этом он не должен совершать противоправные действия, здесь уже должны быть самые жесткие репрессии. А для этого и существуют правоохранительные органы. - Евгений Владимирович, как курирующий министр, обозначьте роль СМИ в данном вопросе. - СМИ – властители умов. Информационные выбросы оказывают огромное влияние на массовое общественное сознание. А этот выброс может быть разный: он может отражать реальную ситуацию, которая требует соответствующих действий и реакции, а может отражать иллюзорную реальность, которая при всей своей необоснованности точно также влияет на общественное сознание людей и подвигает на действия. Особенно, если будет подразумевать, что вы себя реализуете не в рамках действующей Конституции. Наш государственный интерес в том, чтобы любой человек, независимо от своей национальности и вероисповелания, оставался гражданином Российской Федерации. В этом направлении нужно работать нам всем – чиновникам, прессе, общественным и религиозным деятелям.
1705 просмотров


Комментарии

Написать
Комментарии >



Подписывайтесь на RIAKCHR в Одноклассниках Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Вступайте в сообщество RIAKCHR в “ВКонтакте” Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Вступайте в сообщество RIAKCHR в “Telegram” Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный