Актуально Премьер-министр КЧР Аслан Озов принимает участие в совещании по инновационному развитию семеноводства картофеля и вывод на рынок новых перспективных сортов Актуально В Карачаево-Черкесии стартовал чемпионат республики по футболу СКФО В Ставрополе 9-летний ребенок сбежал от матери в детдом Актуально Опыт труженика села, Героя соцтруда Датки Кишаева применяют в АПК Карачаево-Черкесии наряду с современными технологиями СКФО Сроки подключения к сетям филиала «Карачаево-Черкесскэнерго» сокращены на 15 %

Обычай или традиция, придуманная народом? Как правильно нужно проводить поминальные обряды

02.02.2018 Источник: riakchr.ru
Обычай или традиция, придуманная народом? Как правильно нужно проводить поминальные обряды
2 ФЕВРАЛЯ. ЧЕРКЕССК. Карачаево-Черкесия многонациональная и многоконфессиональная республика, где проживают представители около 90 национальностей, в том числе пять субъектообразующих народов, каждый из которых имеет свои обычаи и традиции, как свадебные, так и похоронно-поминальные.

Предание земле тела умершего сопровождается соответствующими обрядами. Переход человека (или его души) из царства живых в царство мертвых всегда остается непонятным и необъяснимым для людей. И вот в тот самый болезненный и горький момент для каждого, кто потерял своего близкого человека, люди, стараясь помочь душе умершего, пытаются сделать все как можно лучше. При этом они убеждены, что мирские блага могут помочь душе усопшего в мире ином. Исходя из этих соображений, на протяжении уже многих лет выработались придуманные людьми обряды и традиции, которые люди связывают с необходимостью, обусловленной религиозной принадлежностью. При этом новоявленные традиции не имеют ничего общего с религиозными предписаниями.

Одной из самых остро стоящих тем в Карачаево-Черкесии является проведение похоронно-поминальных обрядов. В целом, проблем с погребением усопшего нет, однако похоронно-поминальная церемония, в частности у мусульман, сопровождается большими растратами. Зачастую такие непомерные денежные затраты неподъемны для многих семей, но стараясь не уступать друг другу, не показаться хуже других и отдать, по их мнению, свой долг усопшему, люди влезают в долги, порой даже оформляют кредиты, и проводят поминки по усопшему. Кроме того, многочисленным родственникам и соседям раздаются продуктовые наборы, которые из года в год дополняются посудой, постельным бельем или даже мобильными телефонами.

На протяжении многих лет представители духовенства борются с этим явлением, и во многих населенных пунктах даже практически пресекли данное явление. Но, несмотря на все запреты и борьбу, люди сами находят массу лазеек и придумывают различные ухищрения, дабы все это провести.

Что провоцирует людей сознательно нарушать религиозные устои и тратить огромные суммы денег на ненужные так называемые "поминальные пакеты"? Возможно, это попытка проводить своего родного человека в последний путь максимально достойно (как думают люди), а возможно это всего лишь негласное соперничество. Вероятно у каждой семьи, раздававшей "поминальные пакеты" свои мотивы, чтобы так поступить.

В активной борьбе против того, чтобы люди тратились на поминки и помимо этих растрат еще и собирали пакеты, Духовное управление мусульман республики в 2011 году приняло фетву о проведении поминальных обрядов в соответствии с канонами ислама.

Существует обязательный минимум, что нужно знать человеку, участвующему в данном процессе. Как проходят похороны у мусульман и у христиан. Что следует делать после того, как усопшего похоронили.

Представители как мусульманского, так и христианского духовенства в один голос говорят о том, что самой важной и неотъемлемой частью печального события является молитва. Именно она может принести наибольшую пользу душе усопшего в ином мире. По их словам, никакие мирские блага, после того как душа покинула тело, не смогут помочь ей. Однако в большинстве случаев, люди превращают обычаи в традиции. Таким образом, многие мусульманские и христианские семьи, потерявшие близкого человека, считают, что чем больше средств они потратят на поминальные обряды, тем больше смогут помочь усопшему. В частности, мусульмане каждый четверг раздают выпечку и сладости родным, близки и соседям, поминая усопшего. Также по истечении 52 дней со дня смерти у мусульман и 40 дней у христиан, проводятся большие поминки. При этом помимо священнослужителя приглашаются соседи и родственники усопшего, которые в своих молитвах вспоминают его в этот день.

"Каждый мусульманин обязан готовиться к смерти всю жизнь, чтобы, когда она наступит с легким сердцем вступить в мир иной. Жизнь не заканчивается после смерти, мы просто переходим в другой мир, в котором каждый должен будет отвечать за свои поступки на земле. Особые ритуалы, прописанные в шариате, выполняются пока человек еще жив, но уже при смерти. Первым делом приглашают имама, чтобы он помог человеку произнести Калимат-шахадат (свидетельство о единобожии) - это единственное, что поможет человеку на смертном одре. Касательно того, что родные и близкие делают после похорон, это отдельный вопрос. Но религия никогда не призывает людей тратиться на пакеты и столы. По исламу необходимо проводить ритуал с таким учетом, чтобы даже самый бедный житель населенного пункта сумел сделать тоже самое", - рассказал председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа, председатель Духовного управления мусульман КЧР, муфтий Исмаил-хаджи Бердиев.

Вместе с тем он особо подчеркнул, что ислам запрещает кредиты, и по шариату нет обрядов и требований, предполагающих большие затраты.

В свою очередь представитель православного духовенства благочинный Северного Карачаево-Черкесского благочиния, протоиерей Александр Нартов также рассказал о том, что религия призывает больше думать о душе покойного и о том, как ей можно помочь обрести спокойствие и попасть в рай. По словам протоирея, самой большой помощью усопшему является молитва, а не мирские блага. Он особо подчеркнул важность того, что при проведении поминальных обрядов необходимо уделять внимание именно молитве.

"Конечно, поминовение усопшего продуктами питания традиционно как для ислама, так и для православия. Но первоначально, и что самое главное, поминовение связано с молитвой. Вспоминая своих усопших, человек старается совершать комплексный подход", - рассказал А.Нартов.

Таким образам, первое, что старается сделать человек за своего усопшего предка, это прийти в церковь, заказать молитву и самому помолиться вместе со всеми. При этом в случае, если человек не имеет материальной возможности, церковь совершает службу бесплатно. Внести какие-либо денежные средства за совершение службы по усопшему, является решением каждого, церковь к этому не обязывает. Наряду с этим каждый старается принести в церковь и продукты.

По словам А.Нартова, принято считать, что всякое поминовение является более правильным, если оно совершается с пожертвованием людям.

"Человек покупает что-нибудь, либо печет сам и жертвует это нуждающимся. Этими нуждающимися могут оказаться соседи, нищий возле храма или сама церковь, как распределитель для нищих. И уже мы сами распределяем это среди нуждающихся людей. Желая помянуть усопшего, главное сделать нечто такое, что действительно поможет нуждающемуся", - сказал А.Нартов.

Наряду с этим он рассказал, что существует традиция, когда поминая усопшего, люди могут приобрести предметы одежды и также раздают их нуждающимся.

Представители духовенства призывают всех понять, что именно молитвой и должны ограничиваться поминки. Однако многие семьи при этом стараются в поминальные дни раздать пришедшим продукты питания, в том числе раздаются внушительные продуктовые наборы. Эти продуктовые наборы могут включать в себя десятки наименований продуктов, что влечет за собой огромные затраты для семьи умершего. На сегодняшний день, средней мусульманской семье подобный набор продуктов обходится в сумму около 1500 рублей. А таких "поминальных пакетов" раздается от 100 до 500.

Мусульманские и христианские священнослужители выступают категорически против подобных действий. Они призывают семью умершего человека больше молиться о его душе, а также совершать благие дела. Именно это может помочь как живому, так и умершему человеку.

Также против больших затрат на поминальные обряды выступают и представители общественных организаций Карачаево-Черкесии. По их словам, ходить на похороны и поминать усопшего священный долг каждого, но при этом семья не должна тратить на эти мероприятия крупные суммы денег, которые зачастую являются неподъемными для некоторых семей.

Помимо общественников и представителей духовенства против больших растрат и собирания пакетов выступают и многие жители Карачаево-Черкесии. По их мнению, необходимо помогать действительно нуждающимся.

Жительница Прикубанского района КЧР Аминат Гочияева рассказала, что лично она против подобных обрядов. Однако, по словам женщины, не следовать им она не может, так как не хочет выделяться среди всех. Кроме того, А.Гочиева отметила, что многие считают, что если семья умершего не проводит эти обряды, то они плохо относились к покойному и не особо жаловали его при жизни.

"Например, я живу в селе. Мы все знаем друг друга поименно и в лицо. И вот если мой сосед сделает эти пакеты и будет раздавать по четвергам что-то помимо конфет и хычинов, то я просто не смогу этого не сделать, чтобы не выглядеть "белой вороной". Да еще и судачить начнут, что пожалели деньги на поминки. Хотя я убеждена, что чем тратить такие средства на пакеты лучше помочь детскому дому или дому престарелых. Я против этих обрядов", - рассказала она.

Но, находятся и те, кто уверен, что проведение поминальных обрядов сопровождаемых крупными растратами лишь малая часть того, что родные могут сделать для своего близкого, который покинул этот мир. Секинат Урусова убеждена, что после ее смерти ее дети просто обязаны провести все обряды до единого.

"Я считаю, что если так проводили поминки наши предки и мы должны именно так и делать. Своим родным я сказала, что после моей смерти они должны провести мне поминки как мы в свое время проводили для своих бабушек и дедушек", - считает С.Урусова.

Подводя итог можно с уверенностью сказать, что похоронно-поминальные обряды необходимо проводить в соответствии с тем, как предписано религиозными канонами. То есть, не вынуждать людей тратить средства, которых у них нет, а больше времени проводить за молитвой и благочестивыми делами.

И.Бердиев же свою очередь подчеркнул, что с имамами населенных пунктов будут проводиться встречи, во время которых их будут призывать отказываться от посещения поминальных обрядов в случае, если они будут проводиться в разрез с религиозными требованиями.

"Каждый эфенди в своем населенном пункте просто обязан строго предупреждать семью, что он не придет на поминки. Если ослушавшись своего имама люди продолжат делать пакеты, он должен настаивать на том, чтобы люди направили средства действительно нуждающимся семьям. Если люди внемлют его словам, он должен совершить поминальный обряд, а если нет, то должен покинуть этот дом", - сказал председатель ДУМ КЧР И.Бердиев.

Каждый сам решает, как поступить в такой ситуации. Надо ли проводить затратные поминальные обряды, раздавать пакеты или лучше помочь действительно нуждающимся людям. Возможно новое, более современное поколение с прогрессивными взглядами сможет изменить ситуацию. Но бесспорно здесь одно, пока каждый из нас не начнет с себя, ситуация не измениться. Задумайтесь!

1017 просмотров


Айран - 43%
 
Курорты Карачаево-Черкесии - 40%
 
Вода Карачаево-Черкесии - 12%
 
Горный чай - 4%
 
Сады Карачаево-Черкесии - 1%
 
Подписывайтесь на RIAKCHR в Одноклассниках Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Вступайте в сообщество RIAKCHR в “ВКонтакте” Нас уже 250 тысяч.
Присоединяйтесь