Актуально В Карачаево-Черкесии состоялась республиканская спартакиада инвалидов СКФО В КБР арестовали рецидивиста с наркотиками СКФО С 26 декабря возобновятся авиарейсы Махачкала – Стамбул Актуально Студенты вуза КЧР стали участниками квеста "Коррупции – НЕТ", приуроченного к Международному дню борьбы с коррупцией Актуально В Карачаево-Черкесии наградили победителей республиканского конкурса детского рисунка "Охрана труда глазами детей-2018"

Дорога в глубь веков: повлияют ли ценные исторические находки на судьбу транспортной магистрали?

14.11.2018 Источник: riakchr.ru
Дорога в глубь веков: повлияют ли ценные исторические находки на судьбу транспортной магистрали?

14 НОЯБРЯ. КЧР. Дорожные работы привели к археологическому открытию. Как перекроится средневековая карта местности, какие исторические гипотезы будут пересмотрены и чем завершится строительство важнейшей автотрассы республики зависит от бдительности общественников.

Красногорская - небольшая станица в Усть-Джегутинском районе Карачаево-Черкесии. Туристы о ней наслышаны: поселение расположено вдоль федеральной автодороги А-155, ведущей к знаменитым горнолыжным курортам региона - Домбаю и Архызу. Да и в самой "Красногорке" есть достопримечательности - целебный минеральный источник, набрать воду которого частенько приезжают даже жители региональной столицы, да сторожевая крепость - единственное в своём роде сохранившееся укрепление периода Кавказской войны. Ну а в целом, населенный пункт не сказать что очень уж примечательный - больница, школа, детсад, дом культуры и библиотека на две с небольшим тысячи жителей. Обычный поселок со своими житейскими трудностями и радостями, так можно о нем сказать, если не копать глубоко. Хотя, как оказалось, очень уж копать и не нужно, разве что на пару саженей вглубь. Кто бы мог подумать, что под верхним слоем грунта может столетиями скрываться самая настоящая археологическая сенсация. Конечно, совсем не Троя и даже не янтарная комната, но для историков кавказского региона нечто не менее ценное - целое поселение, не обозначенное ни на одной средневековой карте. О нем бы так никто и не узнал еще несколько столетий, если бы не нарастающая необходимость инфраструктурного развития региона в связи с многократного возросшей его туристической привлекательностью. Миллион туристов из России и зарубежья в год - для республики с населением вдвое меньшим этой цифры показатель более чем значительный и требующий создания комфортных условий как для гостей Карачаево-Черкесии, так и для ее жителей. Увеличение транспортной проходимости главной дорожной артерии субъекта - вопрос первостепенной важности. Федеральную автодорогу "Черкесск - Домбай" решено было расширить на участке, прилегающем к станице, и работа закипела.

Масштабную стройку затормозило событие из ряда вон выходящее. Дорожники докопались до... человеческих останков! Никакого криминала: массовому захоронению не одна сотня лет. Прибывшие эксперты предположительно оценили возраст находки ни много ни мало в тысячелетие. Скелетные останки разного пола и возраста, захороненные в каменных ящиках, а вместе с ними - бусы, браслеты, пуговицы, даже один крестик, позволивший сразу характеризовать могильник как христианское кладбище периода расцвета аланского государства. Именно в тот период истории буквально в нескольких десятках километров располагался центр всей Алании - крупнейший по тем временам мегаполис - Магас, сохранившиеся храмы которого по сей день считаются одними из главных культурных и исторических достопримечательностей на всем Северном Кавказе. Но, если основной город находился там, на нынешней территории Нижне-Архызского музея-заповедника, то какому же поселению принадлежит безымянное захоронение? Найденные останки в одночасье стали одной из важнейших исторических находок в республике за последнее десятилетие.

Разумеется, дорожные работы были приостановлены и начались не менее активные археологические. Кобанское поселение? Аланская культура? Семейный курган или разновременное кладбище, становившееся наслоением различных эпох? Вопросы возникали один за другим, всколыхнув все экспертное сообщество. Сотрудник Центра археологических и этнографических исследований КЧГУ им. У. Алиева Ахмат Айбазов пояснил, что найденный могильник гораздо больше, нежели предположили вначале журналисты. Около полутора сотен метров в длину, а ширину точно определить пока сложно. Следовательно, в толще грунта может скрываться далеко не одно такое захоронение. Более точные данные дадут лишь детальные исследования, но ряд факторов уже говорит о том, что где-то в окрестностях было крупное средневековое поселение. Принимая во внимание тот факт, что именно по этой территории проходила одна из веточек Великого шелкового пути и совсем неподалёку находится еще два крупных городища, одно из которых - Хумаринское - известное большинству историков как средневековая крепость Схимар - можно смело предполагать, что раскопки могут выявить и крайне ценные артефакты. Пример тому - неожиданная находка в средневековом башенном комплексе Эрзи в Республике Ингушетия, известная как "Орёл Сулеймана". Бронзовый сосуд в виде орла с гравировкой мастера был изготовлен в конце VIII века в Арабском Халифате и оставлен в Эрзи одним из торговых караванов. "Орёл" был признан древнейшим точно датированным бронзовым предметом стран Ближнего Востока после появления на Кавказе ислама. И найден он был совершенно случайно. А какие сокровища может хранить никем ранее не изученное поселение - вопрос открытый и многообещающий.

В рамках предусмотренных регламентом охранно-спасательных работ найденные скелетные останки были эксгумированы и переданы экспертам для детального изучения. По словам заместителя начальника Управления КЧР по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия Руслана Башлаева, после проведения всех анализов их перезахоронят в специально отведенном месте в соответствии с законодательством. "Мы будем контролировать весь процесс, от начала до конца. Все охранно-спасательные работы ведутся в соответствии с ФЗ-73 "Об объектах культурного наследия". Разумеется, проектирование и строительство любых объектов, в том числе и дорожной инфраструктуры, должно вестись в местах отсутствия любых культурных объектов. В случае ведения дорожных работ, проектировщики должны обходить участки, имеющие археологическую важность, либо заранее планировать проведение охранно-спасательных раскопок", - подчеркнул он.

Дорожники разводят руками. Во первых, все дорожные работы на данном участке трассы согласованы и ведутся в соответствии с утверждёнными всеми заинтересованными ведомствами разрешениями. В ранее полученной ими бумаге от регионального Управления по охране культурного наследия ясно говорится, что на данном участке объектов подлежащих сохранению ни вновь выявленных и внесенных в реестры, ни занесенных в архивные данные попросту не числится. И раз специалисты этого управления сами были не в курсе какие сюрпризы может преподнести красногорская земля, то что уж говорить о дорожных рабочих.

"Мы даже не подозревали, что можем столкнуться с такой находкой, и теперь нам важно, чтобы археологи, историки и другие эксперты провели все необходимые исследования и мы могли продолжить строительство дороги. Важно учитывать, что на данном участке трассы просто невозможно перепроектировать дорогу таким образом, чтобы она оставалась прямой и при этом все объекты культурного наследия оставались нетронутыми", - отметил заместитель руководителя Карачаево-Черкесского филиала "УПРДОР "Кавказ" Анатолий Озов.

В настоящий момент в археологическую работу на данном участке вовлечены и эксперты Карачаево-Черкесского госуниверситета им. У. Алиева, и сотрудники ООО "Кавказгеоресурс", занимающегося исследованиями и разработками в области общественных и гуманитарных наук. Ученым несказанно повезло еще и потому, что благодаря местным климатическим и почвенным особенностям, останки сохранились удивительно хорошо, что позволит с большей степенью вероятности установить точную датировку захоронения, а также прояснить ряд сопутствующих вопросов. Так, проведенные исследования могут дать ученым возможность скорректировать географическую карту поселений того времени и даже переосмыслить ряд гипотез исторического характера. Наличие на данной территории древнего поселения может многое рассказать об устоявшемся укладе жизни среднестатистического сельского жителя того времени. Немаловажным остается вопрос по какой причине данное поселение прекратило свое существование.

Сейчас же и специалисты автодора, и археологи, и чиновники обещают держать ситуацию под максимальным контролем, однако в данный момент как никогда важен именно контроль общественный. Пока прошлое таится в гипотезах, на ближайшее будущее также лег туман средневековья. Что покажут исследования и в каком статусе будет продолжено расширение стратегически важной для развития всего региона федеральной трассы во многом зависит как от педантизма ученых, добросовестности дорожных рабочих, так и от чистоплотности чиновников, которые несмотря на всю важность продолжения строительства дороги должны осознавать необходимость полной остановки любых строительных работ на участке внезапно получившем пока ещё неформальный статус объекта культурного наследия. Проследить за этим должна именно общественность.

475 просмотров


Айран - 43%
 
Курорты Карачаево-Черкесии - 40%
 
Вода Карачаево-Черкесии - 12%
 
Горный чай - 4%
 
Сады Карачаево-Черкесии - 1%
 
Подписывайтесь на RIAKCHR в Одноклассниках Получайте свежие статьи и новые публикации на свой мобильный
Вступайте в сообщество RIAKCHR в “ВКонтакте” Нас уже 250 тысяч.
Присоединяйтесь