Художник редкой энергетики, так называют подобных творческих людей.
Некоторые свои картины он сжигает, а в фавориты выдвигает работы, непонятые широким зрителем, но близкие сердцу до такой степени, что заявляет: Я их не продам ни за какие деньги.
Свой вкус, взгляд, ничем неподкупное мнение и мировоззрение Умар Крым-Гериевич Мижев отражает в каждой работе.
Это личность, которая находится в вечном творческом поиске и в то же время с малых лет он твердо знал – буду художником.
Оставит ли Умар Мижев свой след в истории художников страны и мира, судить не нам. Одно известно точно – он оставит свой след в истории Карачаево-Черкесской республики, как автор ее герба.
- Умар Крым-Гериевич, расскажите о вашем стиле, материалах и работе в театре.
- Я занимаюсь графикой, живописью и работаю как театральный художник.
В графике работаю акварелью, гуашью, сангиной, соусом, сепией, раньше много работал с гравюрами, офортом, литографией, но больше люблю работать в живописи.
Изучал много разных стилей, технику старых мастеров, пастозную и лессировочную живопись, плотность мазка и воздушность, цвет, колорит и композицию.
В театре работаю главным художником. Делаю эскизы декораций и костюмов, по ним цеха создают все в оригинале.
- Нам известно, что вы оформили немалое количество книг, расскажите об этой стороне вашего творчества?
- Сейчас я уже не занимаюсь художественным оформлением книг, потому как, компьютерные технологии упростили эту работу и любой дизайнер может создать необходимое оформление обложки, с готовыми на любой вкус шрифтами. Раньше же это был нелегкий вид изобразительного искусства. Самыми сложными были детские книжки, потому как если во взрослых требовалась оформить обложку и титульный лист, то в детских, рисунки занимали основную часть книги, а это очень сложная работа, которая требует большого умения рисовать.
В общей сложности я оформил около 40 книг.
-Расскажите о ваших профессиональных наградах.
- В 2012 году в Государственной думе Российской Федерации меня в числе других лауреатов наградили Серебряной медалью в номинации "За развитие традиционного национального искусства народов России".
Это была награда победителей конкурса всемирно известного художественного журнала "Русская галерея XXI век" и Союза художников РФ.
В числе необычных – награда за серию работ, посвященных чеченской трагедии. Меня тогда пригласили в город Грозный и наградили медалью "За профессиональную честь" и Дипломом. Необычная и в тоже время приятная награда.
- У вас есть последователи, которые пошли по вашим стопам?
- Дочь Саманта работает дизайнером в модном журнале. И, наверно, в какой-то степени она мой последователь. Хотя, признаться, у нас разные творческие взгляды.
- Умар Крым-Гериевич, в1996 году вам присвоено звание "Заслуженный художник России", а в 2014 году звание "Народный художник КЧР", расскажите, как вы шли к такому высокому профессиональному званию, и как все начиналось?
- Для этого нужно быть художником-профессионалом.
Членом Союза художников СССР я стал в 1987 году. Тогда вступить в Союз художников было очень сложно. Нужно было, чтобы твои работы прошли, как минимум, на пять крупных выставок.
Прежде всего, моя заслуга в том, что я стал художником, не имея никаких условий: ни творческой мастерской, ни жилья.
Каждодневной работой по 14-16 часов в сутки я добился того, что я есть сейчас.
Заслуженным художником РФ я стал в 1996 году, в этом же году я одержал победу в конкурсе на создание герба Республики.
К тому времени у меня было множество значительных выставок, оформил более 30 книг местных авторов, как художник-постановщик поставил более 20 спектаклей, и был художником первого профессионального балета в Карачаево-Черкесии "Айтуган дочь Карчи".
- Какие направления в живописи вам ближе всего?
- В одно время я был под сильным влиянием Ван Гога, потом Гогена. Сезанна я так и не понял. У меня много работ сделанных под впечатлением постимпрессионистов.
Потом заинтересовала живопись старых мастеров: Эль Греко, Рембрандт, Малые голландцы.
Изучил технику письма, сделал несколько работ, иногда работаю в этой технике.
Многолетняя работа масляными красками привела меня к пастозной живописи. Больше работаю по кавказской тематике, делаю портреты, пейзажи и др.
Фокусники в живописи меня никогда не трогали и не интересовали. По-моему, любой посредственный художник может достичь уровня Малевича и Кандинского, если этому будет способствовать время, среда и протекция. Для того чтобы создавать абстракции много ума не надо. Много ума надо, чтобы делать работы, которые задевают, волнуют, а для этого, прежде всего художник должен уметь хорошо рисовать.
- На что живут художники?
- Художникам сейчас невозможно выжить, не имея дополнительной работы, потому что у нас еще не принято покупать картины и другие работы профессиональных художников.
Если у нас не будут картинные галереи, которые закупают лучшие работы художников, пополняя свои запасники, просвета не будет долго. К примеру, в Америке в одном только городе до 200 галерей (друг рассказывал, который побывал там), а у нас в Карачаево-Черкесии только одна, и та не ведет никаких закупок.
Есть, конечно, и такие, кто умеет подстраиваться под покупателей, и этим портят не только вкус людей, но и теряют себя как профессионалы.
К сожалению, изобразительное искусство – один из самых сложных видов, и люди в подавляющем своем большинстве вообще ничего в нем не смыслят. Может, придет то время, когда и у нас появятся свои меценаты, которые будут вкладывать свои сбережения в изоискусство, покупая работы, заказывая картины, не только портреты, но и сюжетные, исторические, и др.
Только таким образом происходит прогресс в искусстве, повышается мастерство художника.
Когда молодежь видит, что мастерские художников забиты невостребованными картинами, у них отпадает охота этим заниматься, вот почему у нас сейчас очень мало людей, желающих заниматься изобразительным искусством.
- Чего бы Вы пожелали изобразительному искусству, будучи его частью?
- К сожалению, жизнь художника отличается от той, о которой многие имеют представление. Можно быть хорошим художником и создавать профессиональные работы, но если ты плохой менеджер и не умеешь их продавать, тебе будет тяжело. Настоящий мастер не будет ходить с картиной под мышкой, и предлагать всем, у него на это нет времени, для этого в развитых странах существуют свои службы.
Я желаю, чтобы работы профессиональных художников ценились и пользовались спросом не только в культурных центрах мира, но и тут на местах.
Комментарии